Смотреть что такое "Апостол Марк" в других словарях. Апостол Марк – юноша из Библии Святой апостол марк
Святой Марк был апостолом от семидесяти, учеником Христовым, очевидцем и участником некоторых событий из жизни Спасителя. Это о себе он пишет в Евангелии, что когда иудеи с мечами и кольями пришли взять Иисуса и все бывшие с Ним оставили Его и бежали, один юноша (это был сам евангелист Марк), завернувшись в покрывало, следовал за Иисусом, пока воины не схватили того юношу. Но он, вырвавшись от них, убежал в свой дом.
Дом будущего евангелиста Марка находился как раз в Гефсиманском саду„и его же семье принадлежал сад. После Вознесения Господа на небо, во время гонений на христиан этот дом служил местом молитвенных собраний для верных и пристанищем для некоторых апостолов. Тогда-то Марк особенно близко познакомился со святым апостолом Петром и, сделавшись его духовным сыном, сподобился величайших дарований от Господа. С благословения и под руководством первоверховного апостола святой написал «Евангелие от Марка» и поэтому стал называться евангелистом.
Он много потрудился в благовестии Христа язычникам, сопутствовал апостолам Варнаве и Павлу, проповедовал в Иерусалиме и в Антиохии, на Кипре и в великом Риме, где и написал Евангелие. Пройдя многие другие города, святой Марк по указанию Петра отправился в Египет и там основал Церковь Христову, став первым Александрийским патриархом. Потом ему пришлось снова путешествовать по разным странам и снова проповедовать в Риме. Там он был свидетелем мученической кончины за Христа обоих своих учителей, великих и первоверховных апостолов Петра и Павла.
После этого святой Марк снова отправился в Египет. Им было основано в Александрии знаменитое Огласительное училище, в котором позднее получили образование многие известные и святые богословы. Был он и в странах Африки, просвещая сердца язычников Божественным учением и творя между ними великие чудеса, исцеляя болящих, очищая прокаженных и изгоняя злых духов из бесноватых. Он словом разрушал демонские капища и ниспровергал идолов. И тысячи людей, убежденные видимыми чудесами, благодатным словом и чистым житием апостола, веровали во Христа и крестились во имя Его.
Но чем больше распространялся свет Христов, тем более негодовали язычники на святого Марка и, выбрав удобное время, напали на него, избили и ввергли в темницу. В полночь апостолу явился ангел Господень, укрепил его на подвиг мученичества и известил ему о предстоящем блаженстве на небесах, а затем и Сам Господь утешил святого Своим посещением. Наутро же неистовая толпа язычников извлекла апостола из темницы и стала таскать по улицам города. Не вынеся таких терзаний, он вскоре скончался, благодаря Бога, и испустил дух со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!»
Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов ().
Святой Марк был ближайшим сподвижником (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима ().
После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.
Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне ().
Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62–63).
Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, (5 октября), (память 17 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.
Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами.
Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.
В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.
В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (), святой Евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа () и Духа Святого () ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари ( ; ).
Cвятой апостол и евангелист Марк иконы
Молитва святому апостолу и евангелисту Марку
О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.
О дин молодой человек - из ищущих истину, но неверующих - решил познакомиться с текстом Евангелия, чтобы, как позднее вспоминал он сам, «проверить и покончить с этим». Но оказалось, что Евангелий - четыре! Какое же выбрать для ознакомления? Ответ был для него очевиден: самое короткое. Юноша склонился над книгой, и вдруг ему показалось, что в комнате есть кто-то еще. Тогда он поднял голову и почувствовал, что по ту сторону стола стоит Воскресший Христос! Бесценную возможность встречи со Христом через евангельское слово этому сомневающемуся юноше - будущему митрополиту Антонию Сурожскому - подарил святой апостол и евангелист Марк, память которого Православная Церковь празднует 8 мая.
В Гефсиманском саду
Апостол Марк с рождения носил имя Иоанн - прозвище Markoj, что означает «молот», он получил позднее. Согласно преданию, дом его матери Марии находился недалеко от Гефсиманского сада, так что детство и отрочество будущего евангелиста прошли в окрестностях Иерусалима. Во времена земной жизни и Крестных страданий нашего Господа Марк был совсем юным. Он не входил в число двенадцати ближайших сподвижников Христа, однако был непосредственным свидетелем многих событий последнего года земной жизни Спасителя.
Евангельские сведения о жизни апостола весьма обрывочны и немногословны. Впервые мы видим апостола Марка в Гефсиманском саду в страшную ночь всеобщего отречения и отчаяния. В тексте Евангелия он не назван по имени. В тот момент, когда все апостолы в ужасе разбегаются, некий юноша, превозмогая тошнотворный страх и чувство собственной беспомощности, следует за римскими легионерами. Его попытка пусть робко, издалека, но все-таки последовать за Христом тогда не увенчалась успехом: солдаты заметили юношу и схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них (Мк. 14:52 ). Этот небольшой эпизод представлен только в Евангелии от Марка, и Предание Православной Церкви твердо свидетельствует о том, что в этом небольшом отрывке святой Марк делится с нами драматичным опытом собственного позорного бегства, не боясь показаться смешным.
Более определенные сведения об апостоле мы можем почерпнуть из Книги Деяний Апостольских.
Между Римом и Александрией
В Книге Деяний мы видим святого апостола Марка неутомимым миссионером, совершающим длительные и тяжелые путешествия, ближайшим сподвижником и помощником апостола Варнавы - своего двоюродного брата, а также апостолов Петра и Павла. География его странствий весьма обширна: Рим, Малая Азия, Александрия, Африка. Мы видим, что этот путь давался апостолу Марку с большим трудом. Особенно тяжелым для него оказалось путешествие по горам Памфилии: подвижник не выдержал тягот дороги и возвратился в Иерусалим, а его спутники - апостолы Варнава и Павел - продолжили свой путь. Позднее, когда Варнава и Павел вновь захотели посетить основанные ими христианские общины в Малой Азии, между ними вышел спор из-за апостола Марка. Апостол Варнава хотел взять его с собой, потому что видел в нем верного и незаменимого помощника, но апостол Павел сомневался, что у Марка хватит сил совершить это путешествие до конца. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр (Деян. 15:39 ). Библейское свидетельство не сохранило для нас, как было уврачевано это «огорчение», однако в своем Послании к Колоссянам апостол Павел пишет об апостоле Марке: Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк <…>, также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они - единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою (Кол. 4:10–11 ).
Мы видим, что перед апостолами стояла не только сложнейшая задача свидетельствовать Духом Святым о вере, но и в каком-то смысле задача не менее сложная - сохранить мир, единство и согласие между собой, что так редко удается нам и должно служить нам назиданием.
Впоследствии святой Марк на несколько лет стал спутником апостола Петра. Они вместе посетили Рим и Александрию, где им удалось основать христианскую общину. Проповедь в Александрии была успешной, потому что легла на подготовленную почву: здесь была большая община иудеев, которые легко и радостно приняли весть о том, что Мессия наконец-то пришел, да и язычники, проживающие в этих краях, имели возможность знакомиться с Ветхим Заветом на греческом языке. Позднее апостол Марк основал в Александрии первое в истории христианское училище, в котором получили образование такие блестящие проповедники, отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский и святитель Григорий Чудотворец. Святой апостол Марк составил для своей паствы чин Литургии, который совершался в Александрии вплоть до XII века. Но самым ценным, наверное, было то, что он в этот период вел беседы с апостолом Петром, узнавая от него многие важные подробности земной жизни Господа. Именно эти беседы стали основой Евангелия от Марка.
Благая весть для римских христиан
Свое Евангелие Марк написал по просьбе новообращенных римских христиан. В этот момент он снова находился в Риме и был, вероятнее всего, свидетелем мученической кончины обоих своих учителей - великих апостолов Петра и Павла.
Евангелие от Марка не случайно открывается словами: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1:1 ). Выражение «начало Евангелия» употребляется в Новом Завете - в частности, в Посланиях апостола Павла - в значении «начальная ступень евангельской проповеди». Апостол Марк тоже стремится дать новообращенным римским христианам начальные, базовые знания о том, Кто такой Иисус Христос, Сын Божий, и в чем заключается вера в Него. Люди, к которым обращается апостол, воспитывались как язычники: они не читали Ветхого Завета, они, скорее всего, вообще слабо представляли себе, где находится Иудея, они никогда не поклонялись Единому Богу, они не ждали никакого Мессию. Чем их можно зацепить? Что тронет их сердца? И апостол Марк, выросший под сенью ветхозаветного закона, встает на точку зрения своей паствы, как бы забывая всё, что знает он сам. Главная весть, которую он всеми силами стремится донести до христиан, совсем недавно оставивших языческий обычай, - это то, что Христос пришел как Победитель смерти. Он умер и воскрес из мертвых.
Для цели, которую ставит перед собой апостол Марк, более всего подходит та краткость, сжатость повествования, которую он избрал. Действие развивается стремительно, одна картина сменяет другую, и везде мы видим Господа-Победителя, упраздняющего болезнь, страдание и корень страдания - грех. Марк, в отличие от других евангелистов, сосредоточен не на учении Христа, не на Его словах, а на Его делах.
Апостол Марк бережно хранил в своей памяти подробности, переданные ему апостолом Петром. Он чувствовал себя не столько автором евангельского повествования, сколько переводчиком, точнее, истолкователем воспоминаний своего учителя. В тексте Евангелия от Марка мы слышим живой и пламенный голос апостола Петра, слышим его горький плач покаяния в холодную ночь, предшествующую Крестным страданиям Спасителя.
Евангелие от Марка написано на греческом языке, однако видно, что создано оно для тех, кто говорит на языке латинском: Марк несравненно чаще, чем другие евангелисты, приводит в тексте латинские слова - такие, как «центурион», «спекулятор», «легион», «ценз» - и объясняет греческие выражения через латинские термины.
Автор Евангелия - уроженец Палестины, и ему доставляет удовольствие показать своим римским читателям красоту родного языка, поэтому в Евангелии от Марка мы часто слышим слова Господа так, как они звучали в Его родном наречии. Вот Он исцеляет глухого косноязычного и, прикасаясь к его языку, говорит: еффафа (отверзись) (Мк. 7:34 ). Он берет недавно умершую девочку за руку и говорит: талифа куми , что значит: «девица, тебе говорю, встань» (Мк. 5:41 ). Он претерпевает мучительную смерть на Кресте и говорит: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:33 ).
Кончина в Александрии
Александрийская община была особенно дорога сердцу апостола Марка. Сюда он возвращался несколько раз и именно здесь претерпел жестокие гонения от язычников, гордящихся своей «просвещенностью». Они не постеснялись напасть на апостола в момент, когда он совершал богослужение. Его жестоко избили, а потом разъяренная толпа, опьяненная видом крови и беззащитностью жертвы, выволокла его на улицу. Апостол оказался в тюрьме. Не было никакого сомнения, что его ждала мучительная казнь. Как будто он вновь оказался в Гефсиманском саду против безжалостной и тупой машины уничтожения… Но теперь святой апостол был не один. Согласно преданию, Сам Господь явился к нему в темницу и укрепил его перед страданиями. Казнь не состоялась. Святой апостол и евангелист Марк умер по дороге на судилище со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Марк – один из четырех евангелистов , т.е. людей, с чьим именем Церковь связывает авторство канонического Евангелия. Автора Евангелия «от Марка» принято отождествлять с известным в ранней Церкви Иоанном Марком, племянником (согласно другим переводам, двоюродным братом) апостола Варнавы, сподвижника апостола Павла (Кол 4,10). Иоанн Марк упоминается несколько раз в Книге Деяний, а также в Посланиях апостолов Петра и Павла.
Имя «Марк» – латинского происхождения, но его носитель был иудеем (Кол 4,10 называет его «обрезанным»), на что указывает и еврейское имя «Иоанн».
Согласно Деян 13,5, Иоанн Марк сопровождал Варнаву и Павла в их первом миссионерском путешествии (конец 40-х годов I столетия), но преждевременно вернулся в Иерусалим, вероятно, не выдержав трудностей пути. Отрицательное отношение апостола Павла к Марку стало причиной его разделения с Варнавой (Деян 15,37-39), но затем Павел и Марк примирились: Апостол язычников упоминает Марка среди своих ближайших сотрудников (Кол 4,10; Флм 24; 2 Тим 4,11).
Находясь в Риме, Марк сотрудничал и с апостолом Петром, который называет его «возлюбленным сыном» (1 Петр 5,3).
Из Книги Деяний можно извлечь некоторые сведения о семье Марка. Он был сыном богатой вдовы, проживавшей в Иерусалиме, в доме которой проходили собрания местной общины христиан (ср. Деян 12,2). Древнее предание утверждает даже, что именно в этом доме и находилась «Сионская горница», где имела место Тайная Вечеря Иисуса с учениками, а Дух Святой снизошел на апостолов в день Пятидесятницы. Как житель Иерусалима и современник описанных в Евангелиях событий, Марк вполне мог быть лично знаком с Иисусом Христом, хотя и не входил при Его земной жизни в круг Его ближайших учеников.
Некоторые церковные авторы идентифицируют Марка с юношей, бежавшим от стражи в ночь ареста Иисуса в Гефсимании и оставившим в руках преследователей покрывало, в которое он был закутан (ср. Мк 14,50-51). Характерно, что об этом эпизоде упоминает только Евангелие от Марка.
Церковное предание сообщает, что после гибели апостолов Петра и Павла при императоре Нероне Марк отправился в Александрию Египетскую. Древняя Александрийская Церковь считает его своим основателем и первым епископом. Здесь же он принял мученическую смерть от рук язычников 25 апреля 68 (по другим данным, 63) года. В 825 г. мощи святого Марка были перенесены из Александрии в Венецию, покровителем которой он ныне и является.
Иконографический символ евангелиста Марка – крылатый лев.
Располагающееся в новозаветном каноне вторым Евангелие, носящее имя Марка, признавалось древними церковными авторами и Отцами Церкви отражением проповедей апостола Петра. По одним сведениям Марк записывал главные моменты бесед Первоверховного апостола, а потом соединил эти записи в одну книгу, не всегда строго следуя хронологическому порядку. По другим свидетельствам, после казни апостола Петра Марк по просьбе римской общины составил резюме его рассказов и поучений.
Современная библейская наука склонна считать, что Евангелие, связываемое с именем Марка, было составлено на основании нескольких письменных и устных источников, являющихся носителями раннехристианской традиции об Иисусе. Оно легло в основу двух других Евангелий, называемых «синоптическими» – от Матфея и от Луки.
Евангелие от Марка, вероятно, изначально предназначалось для новообращенных христиан из язычников, причем подразумевалось, что ему должна сопутствовать более подробная и содержащая разъяснения устная катехеза. В нем практически отсутствуют ссылки на Ветхий Завет, столь любимые иудеями генеалогии, указания на значимость Моисеева закона и т.д. С другой стороны, в нем содержатся пояснения иудейских обычаев и понятий, как если бы они были незнакомы той аудитории, для которой писался текст.
Центральной темой Евангелия от Марка является так называемая «мессианская тайна» или «тайна Иисуса». Автор сам не дает однозначного ответа на формулируемый в тексте самый главный вопрос: «Кто есть Сей?», но рядом тонких намеков побуждает читателя самому сделать вывод: Иисус – Некто больший, чем просто пророк, праведник или даже ожидаемый иудеями Мессия. Уж не Сам ли Он Непостижимый Бог, парадоксальным образом пришедший к нам в материальной оболочке конкретной человеческой личности?
Из книги Ф. Карвахала «В общении с Богом»:
Святой Марк был одним из первых христиан в Иерусалиме. С юных лет он находился в обществе Матери Иисуса и Его Апостолов и знал их очень хорошо. Мама Марка была одной из тех женщин, которые оказывали Иисусу материальную поддержку. Кроме того, Марк был двоюродным братом Варнавы, одного из величайших деятелей ранней Церкви, возглавившим ее проповедь языческому миру. Марк сопровождал Павла и Варнаву во время их первого миссионерского путешествия (ср. Деян 13,5-13). Однако, после проповеди на Кипре, Марк, по-видимому не выдержав трудностей путешествия, оставил спутников и вернулся в Иерусалим (Деян 13,13). Непостоянство Марка пришлось не по вкусу апостолу Павлу, и когда, планируя очередную поездку, Варнава вновь наметил в спутники Марка, Павел решительно этому воспротивился. Разногласия между апостолами оказались столь существенными, что их совместной работе пришел конец: отныне они совершали свои миссионерские путешествия по отдельности. Причиной же всему был Марк.
Спустя десять лет мы находим Марка в Риме, помогающим апостолу Петру. Апостол Петр называет его своим сыном (1 Петр 5,13), подчеркивая тем самым продолжительный, близкий и сердечный характер сложившихся между ними отношений. Марк работает у Первоверховного Апостола переводчиком, и это обстоятельство отразится на написанном чуть позднее Евангелии. В нем Марк не приводит длинных речей Наставника, зато красочно и живо описывает некоторые события из Его жизни. Он воссоздает атмосферу маленьких селений на берегу Геннисаретского озера с такой степенью реалистичности, что становятся почти явственно слышимыми голоса их жителей, шум толпы, окружающей Иисуса, восклицания свидетелей Его чудес, реплики апостолов… Таким образом мы становимся непосредственными свидетелями евангельских событий или даже их участниками. Евангелист, с помощью указанных приемов, создает яркий, трогательный и очень привлекательный образ Иисуса. Он передает нам и ощущения апостолов, постоянно находящихся рядом со своим Учителем. Иначе говоря,
Марк передает чувства Петра, о которых тот с большим воодушевлением свидетельствовал. Эти чувства не остыли с годами, напротив, они стали глубже, осознаннее, приобрели еще более пронзительный и нежный характер. Можно с полным правом утверждать, что труд Марка – это отражение проповеди святого апостола Петра.
Святой Иероним утверждает, что «Марк, ученик и переводчик Петра, написал Евангелие по просьбе братьев, проживавших в Риме, на основании услышанного им от Апостола. Сам Петр утвердил прочитанное ему вслух Евангелие своим авторитетом и предписал читать его в Церкви».
Точно воспроизвести учение Петра – это и было главное дело Марка, цель всей его жизни. Какое же великое значение оно имело для всех последующих столетий! Как же мы должны быть благодарны Евангелисту за ту любовь, с какой он делал свою работу, за ту верность, с какой он следовал внушениям Святого Духа! Кроме того, сегодняшний праздник – это еще один повод проанализировать, насколько внимательно и охотно мы читаем Евангелие – Слово Божие, непосредственно обращенное к каждому из нас. Делаем ли мы это ежедневно? Не ведем ли себя порой подобно блудному сыну? Взываем ли к Господу словами слепого нищего Вартимея: «Господи, чтобы мне прозреть!», или словами прокаженного: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить!» Ощущаем ли на себе взгляд Иисуса, приглашающего нас последовать за Собой, и, по примеру Его учеников, возлюбить даже тех людей, которые нам не слишком симпатичны?
Апостол и евангелист Марк - происходил из священнического рода, из колена Левиина, и приходился племянником апостолу Варнаве. Изначально он был назван Иоанном. Позднее был прозван Марком (греч. Markos, от лат. Marcus - "молот" ) перед отправлением в чужую страну, по обычаю того времени.
Известно, что поначалу он был учеником Иоанна Крестителя. Позднее он стал учеником апостола Петра. Сохранилось древнее предание, что Марком был упоминаемый в Евангелии юноша, который в ночь предания Спасителя на смерть в вертограде Гефсиманском следовал за Христом, обернувшись покрывалом по нагому телу. Будучи схвачен воинами, он оставил покрывало в их руках и нагой бежал от них (Мк. 14:51-52).
Мать евангелиста Марка - Мария имела в Иерусалиме свой дом, в котором нашел пристанище Апостол Петр после чудесного изведение из темницы Ангелом. После вознесения Господа на небо, во время гонения на христиан, этот дом служил местом молитвенных собраний и местом пристанища для некоторых Апостолов, с которыми Марк получил возможность постоянно общаться. С апостолом Петром был Марк особенно близок, и тот даже называет его своим сыном. А вскоре через апостола Варнаву Марк знакомится с другим апостолом – Павлом, который прибыл в Иерусалим после своего чудесного обращения ко Христу.
Святой Марк становится ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима.
После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим в дом своей матери и отправился в Рим вместе с Апостолом Петром. Апостол Петр своею проповедью и чудесами, при содействии св. Марка, еще более распространил и утвердил Церковь Христову в Риме, обратив ко Христу множество людей как из иудеев, так и язычников. Это было время первых страшных гонений на Церковь Христову. Император Нерон, обвинивший христиан в поджоге Рима, приказал распинать их на крестах и, облив смолой, поджигать, чтобы они горели, как факелы.
В этих тяжелейших обстоятельствах, когда вся мощь Римской империи обрушилась на маленькую общину и христиане так сильно нуждались в поддержке, звучало слово Евангелия.
Римские христиане не удовольствовались одною устною проповедью Апостолов об Иисусе Христе, а пожелали иметь у себя и письменный памятник устно преподанного им учения. Марк исполнил их благое желание и написал свое Евангелие.
Евангелие от Марка в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал». Поскольку св. Марк писал евангелие для язычников – римских христиан, то в нем отсутствует то, что было бы особенно интересно для иудеев: ссылки на Ветхий завет, генеалогии, указания на значение Моисеева закона и т.д. Зато здесь много пояснений необходимых для язычников, не знакомых с иудейскими традициями (например, замечание об обычае евреев умывать руки перед едой - VII, 8 и 4). Св. Марк дает в своем Евангелии сильное, яркое впечатление о чудесах Христовых, подчеркивая этим царское величие Господа. У него Иисус Христос не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.
Именно поэтому в иконографии символом св. Марка является лев - царственное животное, символ мощи и силы. Крылатый многоочитый лев, реющий над Вселенной, возвещая Славу Господню, заимствован из Откровения святого Иоанна Богослова, которому было видение четырех животных, стерегущих четыре угла Трона Господа и четыре предела рая. Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов: Матфея стал символизировать ангел, Марка - лев, Луку - телец, Иоанна - орел. Каждый из них крылат и держит Евангелие.
После трудов в Риме святой Марк, по повелению Апостола Петра отправился для проповеди Евангелия в Египет, где еще со времен Александра Македонского было очень много иудеев. Они населяли здесь целые города, имели свои синагоги, свой синедрион, даже храм наподобие храма Иерусалимского, а также священников и левитов по закону Моисееву. Проповедь святого Марка имела большой успех. Коптская традиция гласит, что первым египтянином, которого обратил в христианство Марк, был некий Анианус.
По легенде, Марк однажды шел в небольшой египетский городок по каменистой тропе. Неожиданно ремешок его обуви разорвался. Марк попросил сапожника починить его. Сапожник начал чинить, неожиданно поранил руку и воскликнул: «Бог один!» Марк откликнулся на его восклицание и чудесным образом исцелил руку сапожника. Затем он прочел Библию ему и всей его семье. Оказалось, что Анианус не знал книг пророков Ветхого Завета и ему были известны только сочинения греческих философов. Тогда Анианус уверовал и был крещен. Через некоторое время Марк, чувствуя начало гонений и преследований христиан, назначил Аниануса епископом небольшой общины. В самой Александрии, главном городе Египта, святой Марк основал церковь и был первым ее епископом.
Ненадолго апостол Марк покидал Александрию для совместного путешествия с апостолом Павлом в Антиохию и с апостолом Варнавой на Кипр. Затем опять вернулся в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много церквей, в том числе в Вавилоне. Довольно часто апостол Марк отправлялся в другие страны для проповеди Евангельского учения, перед самой смертью апостола Павла посетил его в Риме, где тот находился в заключении. Здесь в Риме святой Марк был свидетелем мученической кончины за Христа обоих апостолов, которые в одно и тоже время пострадали за Христа в Риме; Павел, - как имевший право римского гражданина, - был усечен мечем, а Петр был распят на кресте.
По кончине своих великих учителей Марк возвращается в Александрию. Столица Египта была средоточием греческой образованности. Здесь было знаменитое книгохранилище, здесь процветала языческая наука; сюда стекались люди из разных областей. Здесь апостол Марк положил основание христианскому училищу для утверждения Христовой веры, позднее это училище стало центром христианского просвещения, отсюда вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий Чудотворец и другие. Ревнуя об устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.
В богослужении египетских христиан (коптов) и доселе сохранились некоторые молитвы, приписываемые Евангелисту Марку. В настоящее время Александрийские патриархи, справедливо почитающие святого Марка основателем и покровителем своей церкви и первым патриархом александрийским, в своих посланиях преподают благословение словами: «да будет благословение Владыки Христа, Пресвятой Богородицы и святого Евангелиста Марка», а на своей печати имеют изображение крылатого льва, держащего Евангелие.
С проповедью Евангелия апостол Марк путешествовал в Ливии, Нектополе, Марморике, Киренаике и другим областям Африки. Под действием проповеди Евангелиста Марка и под влиянием высокой чистоты и святости его самого, египетские христиане достигли такой высоты совершенства, что их жизнь служила предметом великого удивления и похвалы со стороны даже язычников и неверующих иудеев.
Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Марк, первый епископ Александрийской церкви, был и первым ее мучеником. Он пострадал в праздник святой Пасхи, случившийся в одно время с языческим празднеством в честь Сераписа. Когда апостол совершал священнодействие, язычники, озлобленные успехом его проповеди, ворвались в церковь, схватили, обвязали апостола веревками и влачили по улицам и предместьям города, а потом, истерзанного, ввергли в темницу. В полночь святому страдальцу явился ангел Господень и укрепил на подвиг мученичества радостной вестью о предстоящем блаженстве на небе, а затем и сам Господь утешил Своим явлением. На следующее утро неистовая толпа с яростью извлекла апостола из темницы и опять безжалостно влачила по улицам города, от чего Марк вскоре скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой" . Было это 25 апреля 68 года. Злоба язычников не удовольствовалась смертью апостола - они решили сжечь его тело. Уже разведен был огонь, как внезапный мрак, страшный гром, землетрясение, дождь и град рассеяли пришедшую в смятение толпу язычников. Христиане же с честью предали погребению тело апостола.
В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 828 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перевезли в Венецию. Венецианские купцы Буоно и Рустико, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов.
В 1987 году собор вошёл в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь хранится весьма древняя рукопись Евангелие от Марка, написанная, на тонком египетском папирусе, по преданию рукою самого Евангелиста.
После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал крылатый лев, изображения которого в Венеции можно встретить повсюду. Именно он послужил прообразом «Золотого льва», главного приза Венецианского кинофестиваля, учрежденного в 1949 году.
Тропарь, глас 3:
У верховнаго Петера научився, Апостол Христов был еси, и яко солнце странам возсиял еси, александриом удобрение быв блаженнее: тобою Египет от прелести свободися, евангельским твоим учением просвещь вся яко свет, стлп церковный. Сего ради твою память чтуще светло празднуем, Марко богогласе: моли тобою благовестимаго Бога, да согрешений оставление подаст душам нашим.
Кондак, глас 2:
С высоты приим благодать Духа, риторская плетения разрушил еси Апостоле, и языки вся уловив Марко всеславне, твоему Владыце привел еси, божественное проповедав Евангелие.