Развитие речи в познавательном развитии. Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности
Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников (5-7 лет) «Юные писатели»
Пояснительная запискаПроект «Юные писатели» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации проекта – в течение 2017-2018 учебного года.
Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познавательно-речевой активности, через речевое творчество.
Участники проекта: Дети дошкольного возраста, родители, педагоги.
Тип проекта: Социально-педагогический, долгосрочный.
Продолжительность: 1 год.
Обоснование необходимости реализации проекта
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, речевое развитие включает в себя «владение речью как средством общения и культуры; обо-гащение активного словаря; развитие связной, грамматической и правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамотности». Таким образом, книга занимает не последнее место в развитии речи ребенка, развитии его творческих и интеллектуальных способностей. Прививать любовь к чтению необходимо с раннего детства. И кто, если не родители, заложат основу для формирования читательской компетентности ребенка. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых - следствие несформированности ее с раннего детства. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью.
Актуальность.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
Основная часть
1. Цель и задачи проекта
Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познавательно-речевой активности, через речевое творчество.
Задачи:
1. Сформировать интерес воспитанников к художественной литературе
2. Приобщение родителей воспитанников к семейному чтению литерату-ры.
3. Расширять и активизировать словарный запас детей.
4. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
5. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
6. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.
7. Развивать творческие способности у детей.
2. Предполагаемый результат
1. Использование родителями семейного чтения, как средства всесто-роннего развития ребенка
2. Увеличение возможности и доступности участникам проекта взаимо- действовать с социальными партнерами в вопросе формирования читательской компетентности. (Детская библиотека №25).
3. Пробуждение у детей и родителей интереса к чтению художествен-ной литературы.
4. Положительная динамика речевого развития детей.
5. Формирование потребности в семейном чтении.
3. Виды, формы и направления деятельности, используемые в процессе реализации проекта
Формы работы
Чтение художественной литературы в группе и семье.
Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
Театрализация произведений или их отрывков. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
Тематические выставки литературы, самостоятельное рассматривание книг детьми. (сотрудничество с библиотекой №25)
Экскурсии, викторины, конкурсы проведённые совместно с социальными партнерами.
Заучивание наизусть стихотворений, знакомство с писателями.
Продуктивная деятельность. Создание книг своими руками на за-данную тематику.
Консультирование родителей по вопросам семейного чтения.
Основные принципы проекта
1. Принцип интеграции: использование чтения литературы, как средства познавательного и эстетического развития детей.
2. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
3. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в се-мье и детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Этапы реализации проекта
I этап –
Диа-гностический: анкетирование родителей, беседы с детьми, мониторинг познавательно-речевого развития детей, определение уровня интереса детей и родителей к чтению художественной литературы. Срок: сентябрь.
II этап
– Теоретический: составление плана работы по проекту, разработка планов взаимодействия с социальными партнерами, родителями и детьми.Родительская школа (круглый стол по теме семейное чтение);подбор списка литературы, рекомендуемой к семейному прочтению; разработка положения о конкурсе «Лучшая презентация книги» Срок: октябрь-ноябрь.
III этап
– Практический: реализация планов взаимодействия с социальными партнерами, родителями и детьми. Оформление проекта. Срок: декабрь-май.
IV этап
- Заключительный. Подведение итогов проекта., отзывы родителей, мониторинг познавательно-речевого развития детей. Срок: май.
Заключение к проекту "Юные писатели"
Данный проект может быть реализован в условиях большинства до-школьных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, а воздействие на участников трудно недооценить. В его реализацию активно включены родители воспитанников, социальные партнеры. Следовательно, взаимодействие семьи, ребенка и воспитателей значительно повышается, что позволяет качественно решать данную проблему.
Возможность распространения проекта на локальном уровне: внед-рение проекта «Юные писатели» в других группах ОО.
На муниципальном и региональном уровнях: обмен опытом (размещение материалов на сайте ОО); распространение опыта на педагогических порталах и сайтах сети Интернет.
Список использованной литературы.
1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактиче-ские материалы; Вентана-Граф - Москва, 2010.
2. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс - Москва, 2008.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации; Мозаика-Синтез - Москва, 2008.
4. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ - Москва, 2012
5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности; Мозаика-Синтез - Москва, 2012
6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок; Мозаика-Синтез - Москва, 2005.
7. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
8. Дубинина Т.Н. Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у до-школьников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Бела-русь. – 2002.
9. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду, «Просвещение», 1977.
Приложение 1
Перспективный план работы с детьми и родителями, в рамках реализации проекта «Юные писатели»
Сентябрь.
Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книгам. Приобщение родителей к семейному чтению. Экскурсия в детскую библиотеку №25. Оформление семейных абонементов, подготовка списка рекомендуемой к прочтению детской литературы. Знакомство с видами книг, беседы о значении книг для людей, рассказывание о своих любимых сказках.
Октябрь.
Красная книга глазами детей (в рамках года экологии). Формирование представлений о животных и растениях, нуждающихся в защите человека. Воспитание интереса к книгам о природе и животных. Формирование предпосылок к экологической грамотности. Выставка литературы для детей и родителей, экскурсия в краеведческий музей г Сургута. Выставка книг, изготовленных детьми и родителями «Красная книга глазами детей». Чтение и рассматривание книг о природе родного края и страны, составление рассказов, загадок о животных.
Ноябрь
. Книга «О маме». Знакомство с произведениями о семье, маме. Воспитание уважительного отношения к родным людям. Формирование умения создавать образ мамы в рисунках, рассказах. Создание книг самоделок детьми и педагогами к празднику «День матери». Чтение и инсценировка произведений о семье. Составление рассказов о маме.
Декабрь - январь
. Новогодние приключения. Знакомство с новогодними традициями через рассматривание и чтение художественной литературы. Развитие фантазии, воображения, подробное знакомство с профессиями писателя, художника-иллюстратора, редактора. Выставка литературы для детей и родителей «Что та-кое новый год», изготовление семейных поделок с использованием литературных источников. Презентация книги «Новогоднее приключение Фиолетового осьминожка». Заучивание и инсценировка стихотворений «Новогоднее происшествие» В.Берестова и др.
Совместное написание сказки детьми и педагогом, оформление книги «Новогоднее приключение Фиолетового осьминожка».
Февраль
. Защитники Отечества. Закрепление знаний о том, кто такие защитники отечества, знакомство с героизмом русских солдат и простого народа во время войны, через чтение художественной литературы, развитие познавательно-речевой активности. Посещение тематического мероприятия в детской библиотеке №25. Чтение стихотворения произведений, заучивание стихотворений, составление своих рассказов об армии, солдатах.
Март.
«Чудеса Семейного чтения». Побуждение родителей к семейному чтению, совместной продуктивной деятельности с детьми. Уточнение сформированности у детей способности понимания литературных произведений. Проведение конкурса презентаций наиболее понравившейся книги из рекомендованного списка литературы (совместно с Детской библиотекой №25). Беседы «Моя любимая книга», «Мой любимый герой». Выставка иллюстраций к любимым сказкам.
Апрель
Театр и книга. Формирование понимания о взаимосвязи театра и литературы, умения сравнивать театральные постановки с литературными произведениями, знакомство с понятиями народная и авторская сказка. Совместное посещение Сургутской Филармонии. Про-смотр спектакля «Гуси-лебеди». Чтение, рассказывание русских народных сказок, их драматизация.
Май.
Мы «Юные писатели». Закреплять умение придумывать, фантазировать в рамках литературных произведений, развивать познавательно-речевую активность. Спектакль для родителей «Заюшкина избушка»,
Спектакль для детей (с участием родителей). Продумывание сюжета сказки на новый лад совместно с детьми, драматизация.
Приложение 3
Анкета для родителей
1. Читают ли в вашей семье книги?
2. Считаете ли вы необходимым приобщение детей к чтению художественной литературы?
__________________________________________________________________
3. Читаете ли вы книги своим детям?
__________________________________________________________________
4. Посещаете ли вы библиотеку?
__________________________________________________________________
5. Какую книгу вы прочли ребенку в этом месяце?
__________________________________________________________________
6. Считаете ли вы, что чтение художественной литературы способствует познавательному развитию вашего ребенка и развитию его ре-чи?_______________________________________________________________
7. Нужна ли вам помощь в подборе литературы для чтения де-тям?______________________________________________________________
8. Хотите ли вы посещать совместные мероприятия, направленные на приобщение вашего ребенка к художественной литературе и познавательно речевое развитие детей?
Фото галерея проекта.
Разделы: Работа с дошкольниками
Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, падает успеваемость детей в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям.
Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектно-исследовательскую технологию, на основе которой была создана система работы “Удивительное рядом”, построенная на использовании групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов: исследовательско-игровых, творческо-исследовательских, информационно-исследовательских, практико-ориентированных, которые, прежде всего, направлены на решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиск, помогают развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Вся работа строится на следующих принципах:
- принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
- принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
- принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
- принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
- принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.
В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:
- развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;
- активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
- формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.
В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:
- научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
- развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
- повысить уровень коммуникабельности.
Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:
I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.
На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).
На III этапе: представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству, поэтому система работы “Удивительное рядом”, позволяет применять метод проектов уже с младшего дошкольного возраста.
Так во второй младшей группе были разработаны исследовательско-игровые проекты, где в равной степени используется экспериментальная и ролево-игровая деятельности. Такие как: «Доктор Витаминкин», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека; во время реализации проекта « Моя любимая игрушка», каждый ребенок смог не только познакомить окружающих со своей самой любимой игрушкой, но и узнать какие они бывают; с помощью проекта «Котя-котенька» дети познакомились с разнообразным миром домашних животных и основами ухода за ними.
Особый интерес детей вызвал исследовательско-игровой проект "Волшебная капелька!", где на первом этапе был создан центр воды и песка, изготовлена «Капелька» – игровой персонаж, помогающий создать игровую мотивацию, осуществлялся подбор материала для практической игровой деятельности.
На втором этапе – детям давались знания о свойствах воды и ее состояниях в природе, проводились опыты, во время которых дети с помощью воспитателя учились делать выводы, воспитывалось бережное отношение к воде, особой популярностью у детей пользовались игры с водой «Веселые капельки», экспериментальная деятельность «Разноцветные капельки», во время которой проводился опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками, «Будем учиться заваривать чай», где дети знакомились со свойствами горячей воды и правилами безопасности при обращении с ней.
На третьем, заключительном этапе знания детей были обобщены при помощи интегративной деятельности по теме «Капелька в гостях у деток».
В средней группе реализовывались творческо-исследовательские проекты. Такие как:
– «В гостях у сказки», где дети учились находить основное отличие сказок, понимать эмоциональное состояние героев через мимику, жесты, движения; у них формировались навыки совместного участия в театрализованных действиях, навыки содружества педагогов и детей; повышалась детская самооценка, воспитывалось доброжелательное отношение к персонажам;
– «Праздник непослушания», с помощью которого дети знакомились с правилами этикета, исследовались основы безопасности жизнедеятельности, формировалось умение делать простейшие выводы в процессе специально смоделированной проблемной ситуации, коммуникативные навыки.Результатом проекта стало проведение детского праздника совместно с родителями.
Особенно запомнился детям исследовательский творческо-игровой проект «Михайло Потапыч и другие», в ходе которого дети познакомились со сказочным образом медведя в различных произведениях искусства. Были созданы условия для игровой и творческо-исследовательской деятельности детей. На первом этапе был выпущен информационный лист для родителей о начале работы проекта. Затем совместно с детьми и родителями был организован в группе мини-музей “Медвежий угол», где была собрана различная информация о видовом разнообразии медведей, осуществлен подбор художественной литературы, энциклопедических данных о медведях, аудио и видеоматериалов, создана картотека речевых, дидактических и подвижных игр.
На втором этапе приоритетной деятельностью была игровая. Дети с удовольствием играли в игры: “Как медведь рычит?” (для развития моторики речедвигательного аппарата), подвижную игру “Медведь и пчелы”, где дети учились действовать, согласно правилам игры, музыкально – ритмическую “Кто уснул под кустом?”, познавательную “Мишка, мишенька, медведь», с помощью которой формировались умения детей анализировать поступки сказочных героев (медведей), делать выводы, заключения. Также дети собирали пазлы “Сказочные медведи”, просматривали мультфильмы, видеофильмы, слушали и разучивали песни, стихи о медведях. С детьми проводилась игровая утренняя гимнастика «У медведя во бору»?
На заключительном этапе проекта была организованна игра-драматизация “Теремок” для показа малышам, выставка творческих работ, совместно с родителями и детьми была создана рукописная книга “Каким бывает медведь?”.
Используя принцип от простого к сложному, в старшей группе были разработаны исследовательско-информационные и практико-ориентированные проекты, цель которых – собрать и исследовать информацию о каком-либо объекте, явлении, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты, ознакомить с ними участников и реализовать в практической деятельности. Проекты этого типа требуют четкой структуры, обозначенных целей, продуманных методов сбора информации. Для того чтобы информация, собранная во время поиска, не забылась и не потерялась, нужно заранее учить детей ее фиксировать. Способствуют приобретению таких навыков следующие упражнения: “Напиши другу письмо”, “Прочти, что тебе написал друг”, “Угадай, что это”, “Запишем сказку”, “Говорящие рисунки” и другие.
Учитывая интересы детей и актуальность тематики,были разработаны следующие проекты:
– информационно-практико-ориентированный проект «Здоровые спинки», где формировались обобщенные понятия о строении своего организма и сохранении его здоровья, основы правильной осанки, воспитание уверенности в себе. В результате проекта дети смогли на практике применять коррекционные игры и упражнения в течение дня – на прогулках, утренних гимнастиках, во время двигательной деятельности;
– исследовательско-информационный проект «Веселая семейка», задачей которого было собрать и исследовать информацию о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”, о семейных традициях, семейных реликвиях:
– индивидуальный информационно-исследовательский проект о художниках, инициатором которого выступил ребенок. Интерес к этой теме возник у него после экскурсиина художественную выставку в детской художественной школе им. Г. В. Перова. Там были выставлены картины не только нарисованные красками, но и выполненные разнообразными материалами: соломкой, из камня.из меха и ткани. Ребенок заинтересовался: «Кого же можно называть художником? Когда появились первые рисунки? Где учатся на художника?». С помощью педагога была выдвинута гипотеза, поставлена цель, определены задачи проекта.
Сначала совместно с педагогом им была собрана информация о художниках в энциклопедиях, в детской познавательной литературе о появлении первых рисунков в истории человечества, стилевом разнообразии художников. Проанализировав информацию, ребёнок пришел к выводу – для того, чтобы стать настоящим художником нужно не только уметь рисовать, но еще необходимо учиться. Для того, чтобы узнать, где учатся на художников, ребёнок совместно с родителями посетил художественно-графический факультет ТГСПА им. Д.И. Менделеев, творческий центр М. Тимергазеева «Город Мастеров», где понаблюдал за процессом создания этюдов и очередного шедевра косторезного искусства, художественно-графический музей.
Обобщив собранную информацию, ребенок с помощью педагога составил рассказ-презентацию об увиденном и изученном, который представил для всех детей группы. Прослушав информацию, дети пришли к выводу, что изобразительное искусство с течением времени приобретало всё новые направления, сейчас появилось очень много художников, которые работают в разных стилях и изображения создаются с помощью разных форм и техник.
В результате этого проекта у детей появилось желание создать художественные работы, которые приняли участие в выставке детского изобразительного творчества «Рождественская – 2011» и были отмечены дипломами.
Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.
Результатом моей работы стало повышение качественного уровня познавательного развития детей за три года на 11 %.
2008–2009 уч. год |
2009–2010 уч. год |
2010–2011 уч. год (6 месяцев) |
|
У детей наблюдается ярко выраженный интерес к новому, желание узнавать больше об окружающем их мире, появилась уверенность в своих силах и доброжелательном отношении окружающего мира к ним. В сотворчестве с другими детьми ярче проявляется индивидуальность каждого ребенка.
Список используемой литературы
- Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
- Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Журнал “Завуч”, 2003, № 6.
- Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ №61
Населённый пункт:
город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала:
сообщение из опыта работы
Тема:
"Формирование познавательно-речевых способностей в процессе использования развивающих игр".
Дата публикации:
19.05.2017
Раздел:
дошкольное образование
сообщение из опыта работы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ.
Вышегородцева Елена Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61
Апатиты - 2017
«…Дайте же детям играть,
пока игра их радует,
влечет к себе и вместе с тем
приносит им громадную пользу!»
Е.А. Покровский.
Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно - речевое развитие и он направлен на умственное развитие
ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно - речевой деятельности детей.
Актуальность.
В настоящее время познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, т. к. в
домашних условиях родители редко используют художественную литературу, проводят обсуждения по прочитанному материалу и не уделяют
достаточно времени на формирование познавательно - речевого развития детей.
Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:
Ухудшение состояния здоровья детей
Существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей
Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе
Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к
раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к.
речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
На мой взгляд, игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести
ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с
другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств. И если во время
организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем
Поэтому приоритетом своей работы по развитию познавательно-речевой деятельности я выбрала развивающие игры.
На данном этапе была проведена диагностика познавательно-речевых особенностей развития, она помогла выявить: какими познавательными и
речевыми умениями владеет ребенок, уровень развития и совершенствование словаря. В речевых особенностях развития дошкольников стали:
речетворчество и диалог, как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. По
итогам мониторинга выяснилось, что у детей в основном средний уровень развития по познавательно-речевому развитию. По результатам
диагностики на начало учебного года было выявлено, воспитанники с трудом определяют место звука в слове, не могут назвать и найти слова с
этим звуком в предложении, затрудняются подобрать к существительному несколько прилагательных, заменить слово другим словом, сходным по
значению. Имеют не четкое представление о смене частей суток, семейных праздниках и традициях, государственных праздниках.
Исходя из данных мониторинга и актуальности были определены задачи работы с воспитанниками:
Способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-речевую деятельность;
Обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;
Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;
Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой
деятельности;
Поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности;
Привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой
активности.
Для реализации поставленных задач была изучена методическая литература, разработан перспективный план, подготовлена предметная
развивающая среда, оборудованная с учетом психофизических особенностей и возрастных возможностей дошкольников.
Работая в данном направлении использую основную образовательную программу ДОУ разработанную на основе образовательной
программы
дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, - в соответствии с
Федеральными государственными требованиями.
Для развития речи детей, их творческого и интеллектуального потенциала в группе была создана необходимая развивающая среда,
оборудованная с учетом психофизических особенностей и возрастных возможностей дошкольников.
Направление: Познавательное развитие.
Центр «Науки и экологии» включает в себя экологический уголок и зону экспериментальной деятельности. Данный уголок содержит в себе
различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Для всех растений оформлены
паспорта с условными обозначениями. Так же, присутствуют различные инструменты по уходу за данными растениями: фартуки и нарукавники,
палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре
присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный
мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь
природы и погоды. Оформлены макеты (пустыня, северный полюс, тропики). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он
представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами
и малыми архитектурными формами. Работа с данным макетом способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного
дизайна. Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем
находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и
т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует
сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. В Центре «Науки и экологии» воспитанники охотно
превращаться в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. В данном
центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал:
магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как
различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр
предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, Палочки
Кюизенера, «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для
В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного города, Мурманской области и России. В
нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с
климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором
расположена художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья».
«Строительный» (конструктивный) Центр , хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен.
Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный
конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его
пределами.
«Музыкально - театрализованный» Центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает
сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с
радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой,
настольный, бибабо, пальчиковый). В нем размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации
дети изготавливают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью
самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.
В Центре «ИКТ» размещены - магнитола, микрофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. .
Направление: Речевое развитие.
Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного
возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями
детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции –
минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный
момент и его литературные произведения.
В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления
последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это,
особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
В образовательной деятельности “Речевое развитие” большое внимание уделяю развитию словаря. Провожу систематическую работу по
формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в
режимных моментах.
В процессе деятельности я разработала словесные дидактические игры: “Что общего”, “Составь цепочку слов”, “Волшебная палочка”.
Пособия и настольные игры использую как на занятиях, так и в свободной деятельности. Наиболее интересны для детей такие игры: “Что сначала,
а что потом”, “Заколдованные животные”, “Садовник”, “Найди связь”, “Расскажи по схеме”, “День рождение”, “Как злого превратить в доброго”,
“На неведомых дорожках”, «Пальчиковый твистер», «Веселый рыболов» и т.д. Это настольные развивающие игры, которые очень привлекают
детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения.
Дети-дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия.
Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку.
В обновлении подходов к организации работы с детьми я пошла по пути организации совместной игровой деятельности, используя
интеграцию образовательных областей. Выделила два ведущих направления работы:
развитие познавательных способностей детей
развитие связной речи
Это, прежде всего формирование знаний о предметах или явлениях окружающего мира, развитие способности к поисковой деятельности,
умение классифицировать, группировать предметы, обобщать явления, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями.
Работа по познавательному, речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей
различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй
речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.
Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции
в познании мира.
наблюдают,
экспериментируют,
рассматривают,
Воспитанникам
предоставляется
возможность
высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Я всегда готова выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно
обсудить и решить познавательные проблемы.
Опыт показывает, что на основе единого занимательного сюжета задачи решаются целостно, в единстве. Поэтому, во время проведения
ООД “Весна” и “Пожарные на учении” использовала игровые обучающие ситуации.
Игровые обучающие ситуации – одна из современных форм деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС,
дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.
Широко использую: игры – путешествия, презентации.
Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность:
сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению
окружающего мира.
Очень интересно прошли мероприятия:
“Весна” . Использовала следующие игры: “Что за чем”, “Посчитай”, “Какой? Какая? Какие”, “Скажи ласково”.
“Пожарные на учении”. (Международном творческом конкурсе, 1 место).
Использовала следующие игры: “Найдите в зале необычные предметы”, эстафеты “Вызов пожарных”, “Потуши пожар”.
Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Подготовила консультацию для педагогов ДОУ
В статье рассматриваются вопросы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности и представлен опыт работы по данной теме
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста
средствами игровой деятельности
Исполнитель:
Здорова Галина Анатольевна,
воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида
«Северное сияние» пос. Ниженсортымский
Актуальность
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Умение общаться со сверстниками и другими людьми - одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:
- обедненный словарь;
- часто неверная конструкция предложений;
- неспособность связно и последовательно изложить события;
- дефекты произношения;
- сбивчивый темп речи.
Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Особенно это актуально в настоящее время, так как наблюдается культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи, проблема познания мира во всех его взаимосвязях, проблема в установлении партнёрских взаимоотношений в коллективе.
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Дети с широким кругозором уже в 5 лет могут похвастаться богатым речевым запасом и умением строить красивые, сложные предложения.
Актуальность выбранной темы определилась моими наблюдениями, в результате которых я столкнулась с рядом противоречий:
- Между формами обучения и воспитания и индивидуальным темпом речевого и познавательного развития ребенка.
- Между методологическими подходами традиционной программы и использование в педагогическом процессе новых форм организации деятельности дошкольников.
- Между необходимостью высокого уровня познавательно-речевой готовности к школе и возможностями обеспечения оптимальных условий.
- Между заинтересованностью родителей в достижении детьми высокого уровня познавательно-речевой активности и владением ими практическими знаниями и умениями в организации деятельности познавательно-речевого направления в домашних условиях.
Ведущая педагогическая идея опыта: развитие познавательно-речевых способностей дошкольников посредством игровой деятельности, способствующая не только усвоению и обогащению знаний, но и активизации речи детей в различных видах деятельности.
Обоснование приоритета игровых технологий опыта.
Игра - ведущая деятельность дошкольника. В игре ребенок - полноправный субъект деятельности, а не объект воздействия взрослого. Поэтому в игре дети стремятся к преодолению трудностей, сами ставят задачи и самостоятельно решают их. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоническому развитию воспитанников, помогают стимулировать у них тягу к получению новых знаний, активизируют речь детей.
Диапазон опыта
- специально организованная образовательная деятельность;
- совместная деятельность педагога и ребёнка (детей);
- создание условий, предпосылок для самостоятельной деятельности;
- работа с родителями по познавательно-речевому развитию детей в домашних условиях.
Теоретическая база
Игра, как особый способ взаимодействия человека с миром рассматривалась еще выдающимися мыслителями - Платоном, Аристотелем, Ж.-Ж. Руссо и другими. Современные ученые исследовали психологию игры и ее влияние на развитие личности. Перед началом работы по теме опыта мною изучены исследования психологов: Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, а так же методические рекомендации ученых и педагогов: А.В. Запорожца, В.Н. Сенеренко, А.П. Усовой. Большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов уделяется вопросам психологии дошкольника, даются практические рекомендации по развитию их интеллектуальных способностей, рассматриваются принципы педагогической поддержки становления познавательной сферы дошкольника.
Цель работы
Формирование связной речи ребенка, его речевого творчества через игровую деятельность.
Достижение поставленной цели возможно при решении задач:
- создание условий, способствующих выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно - речевой деятельности;
- формирование предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
- обеспечение взаимосвязи игры с познавательно-речевой деятельностью детей;
- способствование формированию у детей речевых навыков в процессе игры.
Принципы организации опыта:
- принцип развивающего обучения: развитие всех познавательных психических процессов;
- принцип научности обучения и его доступности;
- принцип воспитывающего обучения: обеспечение благоприятных условий для воспитания ребёнка;
- принцип гуманизации педагогического процесса и индивидуального подхода: обучение на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребёнка;
- принцип деятельности: новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми;
- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип непрерывности: обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения;
- принцип психологической комфортности: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач познавательно-речевого и личностного развития каждого ребенка в моей группе.
Условия формирования опыта:
- использование принципа интеграции образовательных областей и различных видов деятельности;
- обогащение предметно-игровой среды в группе ДОУ;
- изменение формы общения с детьми и родителями, они построены на основе субъект - субъектных отношений: педагог - ребёнок - родитель;
- использование в педагогическом процессе всего многообразия игр, рекомендованных программой: дидактических, развивающих, сюжетноролевых, строительно-конструктивных и др. усовершенствование системы взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника.
Опыт внедряется посредством:
- внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий;
- внедрения игровых педагогических технологий;
- оптимизации нагрузки воспитанников группы ДОУ и расширения возможностей дополнительной деятельности детей;
- повышения гуманизации воспитательно-образовательного процесса и его культурологической составляющей;
- внедрение технологий детского проектирования в образовательный процесс группы ДОУ;
- внедрение инновационных форм (технологий) сотрудничества с родителями (законными представителями) детей группы ДОУ.
Направления работы:
Работа над собственной речью
Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний.
Работа с игротекой. (Подбор игр и их внедрение в работу с детьми).
Игра - не только весёлое времяпровождение детей. Именно с помощью игры ребенок познает самого себя и окружающий мир; игра способствует одновременному развитию физических, социальных и речевых навыков детей, а также стимулирует их желание узнать что-то новое. А, так как, игра - основное и любимое занятие детей, то умелое руководство ею и правильный подбор поможет и развивать и воспитывать и обучать. В своей работе, при отборе игр, опираюсь на те, которые отвечают следующим требованиям:
- Игра, имеющая познавательное значение.
- Игра, направленная на речевое развитие детей.
- Игра, способствующая развитию воображения и детского творчества.
- Игра, создающая условия для развития коммуникативных способностей детей и содействующая сплочению детского коллектива
Формирование представлений об окружающем мире.
Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении.
Развитие любознательности. Любознательность — качество присущее всем детям. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.
Данные направления помогают воспитателю в организации развивающего обучения обеспечивают решение задач личностного развития каждого ребенка.
Одним из наиболее важных компонентов воспитательного процесса считаю работу с семьёй, так как согласно закону РФ «Об образовании», родители (законные представители) детей являются законными участниками воспитательно-образовательного процесса. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Кто еще подаст пример лучше родителей.
Здесь тоже наблюдается проблема: для большинства семей моих воспитанников характерны пробелы в знании русского языка, что объясняется многонациональным составом населения Ханты-Мансийского округа. Основная масса дома разговаривает на родном языке и вследствие этого ребёнок часто путается в речи. Это добавляет свои сложности в речевое развитие детей.
Исходя из вышеуказанного, работа по познавательно-речевому развитию осуществлялась параллельно по двум блокам:
- работа с воспитанниками группы;
- работа с родителями (законными представителями) воспитанников группы.
Этапы работы
- Подготовительный
На этом этапе:
Осуществлялись подбор и изучение методической литературы по данному вопросу, с целью определения цели и задач, выбора средств и методов, а также направлений работы;
Была проведена диагностика воспитанников, для успешного выполнения условия индивидуального подхода к каждому ребёнку группы, исходя из его личностных возможностей. Она помогла выявить: какими познавательными и речевыми умениями владеет ребенок, уровень развития и совершенствование словаря;
Было проведено анкетирование родителей, для выявления осведомленности об особенностях развития речи детей 5го года жизни и определения маршрута дальнейшего сотрудничества по данному вопросу.
- Основной этап характеризуется практическими действиями:
Создание условий для осуществления познавательно-речевого развития средствами игры;
Совместная работа с детьми и родителями, обеспечивающая создание оптимальных условий для развития познавательно-речевой деятельности посредством игры.
Главным условием нормального психического развития ребенка являются доброжелательные и открытые отношения его со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Воспитатель должен ввести малыша в детский коллектив, ведь от того, как сложатся отношения ребенка с воспитателем и с другими детьми, зависят его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном развитии. Для реализации этой задачи мною были подобраны цикл игр, объеденных в картотеку, это игры на взаимодействие «Ты мой друг и я твой друг», игры на повышение личностной самооценки «Это - я». Кроме того, была создана «копилка» ритуалов, используемых в качестве организационных моментов при смене деятельности. Эти игры помогают ребенку раскрыться для общения, что дает базу для формирования личности ребенка.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня ни для кого не секрет, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Так как, я пальчиковым играм уделяю большое внимание, то создала целую папку под названием «Умные пальчики», куда включила: упражнения для массажа рук и пальцев, пальчиковые разминки, пальчиковые игры на расслабление, пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок и потешек, пальчиковую гимнастику по лексическим темам и пальчиковый тематический тренинг (игры, объединённые единым сюжетом).
Широко использовала физминутки и речедвигательные игры, применяя их не только на занятии, с целью предупреждения утомления и восстановления умственной работоспособности, но и в совместной деятельности. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Игры и игровые упражнения дыхательно-артикуляционного тренинга являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Свою подборку речедвигательных игр я разбила по тематике, распечатала на цветной офисной бумаге (каждая тема - отдельный цвет) и заламинировала. Это очень удобно и практично - можно делать пометки маркером согласно планированию, которые всегда можно изменить или убрать за ненадобностью.
С целью осуществления здоровьесберагающего компонента проводила «Минутки здоровья» с применением игрового самомассажа (создала картотеку игр).
Организация учебно-воспитательного процесса
Учебно-воспитательный процесс старалась строить и строю таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время непосредственной образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. В начале каждой образовательной деятельности провожу ритуал приветствия и специальные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук (используя картотеку).
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
В обновлении подходов к организации работы с детьми я пошла по пути организации совместной игровой деятельности, используя интеграцию разных образовательных областей. При определении целей этой деятельности, я выделила два ведущих направления работы педагога:
- развитие познавательных способностей детей
- развитие связной речи
Это, прежде всего формирование знаний о предметах или явлениях окружающего мира, развитие способности к поисковой деятельности, умение классифицировать, группировать предметы, обобщать явления, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями.
Кроме этого, я убеждена, что развитие связной речи ребенка и формирование словаря ребенка связано со становлением доказательной, объяснительной, описательной речи, а также умением читать наизусть стихи, потешки, придумывать сказки.
Опыт показывает, что на основе единого занимательного сюжета задачи решаются целостно, в единстве. Поэтому, во время проведения НОД использовала и использую игровые приёмы. Мною написана парциальная программа по формированию основ экологического сознания у детей среднего дошкольного возраста «Первые шаги в мир Природы», на основе технологии Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с включением регионального компонента. Данная программа реализуется на базе ДОУ. Конспекты занятий программы были составлены на основе игровых технологий.
Предметно-развивающую среду в группе построила на организации непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: интеллектуальной, театрально игровой, творческой сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью. Это позволило детям организовывать одновременно разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.
Для решения задачи по просвещению родителей по вопросу познавательно-речевого развития посредством игр, на базе группы был создан детско-родительский клуб «Раз словечко, два словечко». Заседания клуба проводились с использованием нетрадиционных методов работы: тренингов, викторин, поисковой деятельности. Выпускались буклеты-трилистники, проводились консультации и мастер-классы «Как говорить правильно», «Речевое перевоплощение - что это», «Мы найдем слова везде», «Игры на ходу», «Познаём и развиваем речь», «Поиграй со мною, мама». Кроме того, в совместной работе с родителями использовался проектный метод. Были разработаны и проведены проекты: «Мой любимый посёлок», «Это я», «Котишка Говоришка», «Азбука вежливости».
Результативность
Результатом работы по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности явились позитивные сдвиги в игровой, интеллектуальной и речевой активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников.
Для оценки результатов провела педагогическое обследование на основе диагностики, которая осуществлялась через общение с детьми и родителями. Для его проведения использовала: методы диагностики (наблюдение, анкетирование, беседа).
По результатам диагностики данные внесены в таблицу.
Динамика развития познавательно - речевых способностей детей
|
2014-2015г 2мл. группа |
2015-2016г Средняя группа |
||||
в |
с |
н |
в |
с |
н |
|
Начало года |
18% |
73% |
9% |
27% |
67% |
6% |
Конец года |
24% |
70% |
6% |
36% |
61% |
3% |
Выводы
Через познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности у детей была сформирована связная речь, повысился уровень овладения родным языком. На основе расширения и углубления знаний об окружающем возрос игровой опыт детей.
Использование игровой технологии способствовало выявлению и поддержанию интересов, проявлению самостоятельности в познавательно-речевой деятельности, развитию речевого творчества детей. У детей увеличился объем памяти и внимания, обогатился словарь, возросла потребность в речевом общении. Сюжет игр стал более разнообразен.
Внедрение проектного метода в воспитательный процесс помогло развить любознательность, навыки сотрудничества, реализовать познавательные потребности детей.
Использование инновационных форм сотрудничества с родителями позволило сплотить коллектив родителей, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, заинтересовать и привлечь к участию в воспитательно-образовательном процессе.
Жизнь детей в детском саду стала интересней и разнообразней. Дети с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы, с удовольствием занимаются, играют. В общении с друзьями используют разные виды игр.
Между родителями и коллективом детского сада установлены доверительные отношения.
Литература
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», под ред. Бабаевой
- Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей средней группы детского сада. (ФГОС)2015г.
- Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000
- Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в дошкольном возрасте. М., 1999.
- Алексеева М. Н. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
- Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 1996.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
- Васюкова Н. Е., Родина Н. М. Комплексно - тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет. 2012г.
- Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. 2014г.
Лобас Янина Николаевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МДОУ № 58 "Красная шапочка"
Населённый пункт:
г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала:
статья
Тема:
"Развитие познавательно - речевой активности у дошкольников посредством загадок"
Дата публикации:
04.02.2018
Раздел:
дошкольное образование
Развитие познавательно – речевой активности дошкольников
посредством загадок.
Познавательная активность является важным качеством личности.
Заинтересованное
отношение
окружающему
стремление
познать то, что неизвестно - ценное свойство, во многом обуславливающее
эффективность учения и профессиональной деятельности.
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей
раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и
предметом
многократных
исследований,
результате
которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность
познавательной активности ребенка. «Если бы мне, - пишет Селли, -
предложили изобразить ребенка в его душевном типическом состоянии, то я,
вероятно,
нарисовал
выпрямленную
маленького
мальчика,
который широко раскрытыми глазами глядит на какое-нибудь новое чудо или
рассказывает
что-нибудь
окружающем
наблюдения
показывают,
развитие
познавательной
потребности идет неодинаково у разных детей.
У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое»
направление. У других она больше связана с практической активностью
ребенка. Конечно, такое различие обусловлено, прежде всего воспитанием.
начинают
ориентироваться
окружающей
практической жизни, легко научаются бытовым практическим навыкам, но у
которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему,
который характеризует детей-«теоретиков». У этих последних наблюдается
яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а
также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям
и «упражнения» в них. Точно так же как некоторые дети по 100 и более раз
открывать
закрывать
упражняясь
соответствующих
движениях, так эти дети «упражняются» то в актах сравнения, то в актах
обобщения, то в актах измерения и т. п. «У некоторых детей, - пишет Селли,
сравнение
посредством
измерения
становится
известного
страстью; они любят измерять величину одних предметов другими и т. д.»
В дошкольном возрасте начинает формироваться познавательная
деятельность, "направляемая и побуждаемая познавательной задачей".
Ещё Князев О.Л. (1986г.) отмечал решающее влияние окружающей
близкими
взрослыми,
направляющими
практически.
результате
неадекватных
педагогических
воздействий
взрослых
исследовательская
познавательная
активность детей может затормозиться.
Полученные
свидетельствуют
целесообразности
дошкольном
возрасте
выявления
развития
познавательной
активности при помощи адекватных методик.
Селли Д. Очерки по психологии детства, пер. с англ. М., 1909, с. 78.
Там же, с. 86.
Нами были выбраны методики отгадывания и составления загадок.
На этапе отгадывания специально подобранных загадок целью было
выделять
признаки
свойства
предметов
понимают
сравнение
качестве
художественного
приема загадки;
какими способами доказательства дети владеют.
Проанализировав уровень познавательной активности у старших
дошкольников, можно сделать выводы:
дети не привыкли вслушиваться в загадку и размышлять
над включенной в нее проблемной задачей;
невнимательно
учитывали
названные
признаки,
торопились
учитывая
признаков;
описания,
связывали его с другими признаками, давали неправильную
доказательство
начинали
подтверждали ее признаками;
когда не понимали образное сравнение, игнорировали его;
педагога
помогали
признаки
предмета,
осознать
существенные
несущественные,
понять суть сравнения как средства осознания признаков
предмета;
особенно
обращенные
побуждающие их мыслить по аналогии;
невысокий
познавательной
активности
детей, так как они не могли анализировать любое целое, его
части, элементы, свойства, затруднялись в доказательствах,
опирались на аргументы;
показателей
познавательной
активности
владели обобщением, сравнением;
способствовали
формированию
познавательной активности, заставили ребенка умственно
напрячься,
необходима
методика
загадывания
отгадывания,
направляла
вычленение
признаков
загаданного
предмета
установление
существенных
понимание образных сравнений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод,
окружающем
владение
умениями
синтеза, сравнения, воспитание чуткости к смысловым оттенкам слова и
обучение детей умению пользоваться точным словом для выражения своих
мыслей является главным условием для понимания, а значит и для успешного
отгадывания загадок.
Поэтому главными задачами работы было:
учить детей видеть и понимать образные сравнения;
с помощью модели определять обобщенный образ загадываемого
предмета;
учить детей самостоятельно конструировать загадки.
Мы исходили из того, что при успешной реализации этих задач дети
смогут создавать самостоятельно образные сравнения, овладеть приемами
мышления.
Решение указанных задач велось поэтапно:
Нахождение сходных предметов по какому-либо признаку в
окружающей обстановке;
С помощью набора картинок учить детей анализировать и
сравнивать различные предметы, искать образные сравнения;
Введение модели, с помощью которой дети учатся загадывать
– отгадывать;
Коллективное составление загадок.
формирующего
эксперимента
проследить, что дети сначала
невнимательно слушали задание и неверно
отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя,
стимулирующего
обследование,
активизировались,
предметы,
окружающей
обстановке,
исследовать
пространство,
делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям мы поддержали
вопросом о предметах-заместителях, обратились к личному опыту детей.
В результате
заданий удалось развить у детей наблюдательность,
внимание,
воображение
формировать
анализировать,
рассуждать,
умозаключения,
мыслительные
операции, которые составляют ядро познавательной активности.
В результате выполнений заданий второго этапа, можно было отметить,
что дети, опираясь на образные сравнения, пытались объяснить свою догадку,
сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом тезис (отгадку). Дети
анализировали
предметы,
рассуждали,
умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого
давали образное сравнение.
На третьем этапе работы дети научились понимать схему и обобщать
признаки и свойства предметов на основе модели, что будет необходимо для
следующего этапа обучения детей составлению загадок.
Целью четвёртого этапа было обучение детей самостоятельному
конструированию
используя
образные
сравнения;
закрепление
сравнивать
предметы,
составлении
загадок в различных игровых ситуациях.
придумывали
приходили
обсуждались
выбранные предметы, мысли детей направлялись так, чтобы они в результате
из всех названных признаков и свойств предмета, выделили основные и
составили
конструировании
старались
использовать образные сравнения.
Проанализировав составленные загадки можно было отметить, что дети
конструировании,
использовали
художественный
образных сравнений, демонстрировали умения анализа, синтеза, обобщения,
обращались к личному опыту.
разработанная
методика обучения детей самостоятельному составлению загадок и путей их
решения, позволяет повысить уровень познавательной активности по всем
показателям
дошкольников.
Применение
проблемных
задач, которые направляют детей на познание окружающего мира, может
стать успешным для развития познавательной активности и ее показателей, а
также для развития связной речи. Загадки, являясь одним из древнейших
народной
педагогики,
множество
сведений
окружающей действительности, взаимосвязях и отношениях предметов и
познавательного
построены
различных логических задач, и являются для ребенка основой для овладения
операциями мышления. Они способствует умственному развитию ребенка.
Играя в загадку, ребенок сдает экзамен на сообразительность, где выясняется,
как хорошо он знает признаки, свойства, качества предметов и явлений.
Загадка – игра в узнавание, отгадывание того, что скрыто, что представлено в
ином образе, в ином качестве. Загадка учит образности и нестандартности