Библия год написания. Кто и когда написал Библию? Правильное понимание и толкование Библии
Слово «Библия» означает «книга», но Библия не обычная книга. Это Книга книг, потому что в ней, и только в ней, мы находим явленную человечеству волю Бога.
Хотя Библия касается многих тем, но в основном Библия – это словa Бога для человека о том:
- Кто есть Бог – вечное Существо, Господь неба и земли, Который сотворил этот мир и всё, что в нем (Деяния 17:24);
- Что Бог сделал для человека – по благодати Своей Бог сделал возможным для каждого человека получить прощение грехов (Титу 2:11) посредством Иисуса Христа (1 Иоанна 4:14);
- Что Бог хочет, дабы человек делал – Библия есть Божий светильник и свет в нашем пути (Псалтирь 118:105), который указывает нам на путь, по которому наш Творец желает, чтобы мы шли и могли угодить Ему, и смогли попасть на небеса после окончания жизни на этой земле.
Основная тема Библии
Каждая часть Библии как-то связана с Божьим планом спасти человека от греха посредством Его Сына Иисуса. Бог хочет, чтобы всякий получил спасение (1 Тимофею 2:4), посему Его спасение не ограничивается какой-то расой или культурой, но доступно всем людям повсюду.
Мы могли бы сказать, что основную идею Библии возможно выразить таким общим утверждением: «Христос грядет».
Ветхий Завет указывает на тот факт, что Христос, или Мессия, придет однажды в этот мир. Первые четыре книги Нового Завета (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) показывают нам, что Христос уже пришел как Спаситель человека. Потом Новый Завет предупреждает нас, что Христос однажды придет опять как Судья всех людей (Деяния 1:11 ; 2 Коринфянам 5:10).
Почему мы должны верить, что Библия действительно является Словом Божиим?
Пожалуйста, рассмотрите некоторые доказательства, заставляющие нас верить в то, что Библия пришла от Бога, то есть в то, что она является откровением Божиим человечеству.
Во-первых, сама Библия заявляет, что она от Бога.
«Все Писание богодухноветто и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»
(2 Тимофею 3:16).
Согласно этому стиху источником Библии является никто иной, как Сам Бог. Буквально сотни раз в Библии мы читаем «Так говорит Господь» или подобное утверждение. На протяжении всей истории многие атаковали Библию или насмехались над ней, но все попытки показать, что она не есть слово Божие, с треском провалились.
Гармония и последовательность послания Библии явно указывает на то, что Библия – это слово Господа.
Библия была записана около 35 писателями на протяжении 1500-1600 лет, но все эти писатели были движимы Духом Божиим записать именно те слова, которые Сам Господь желал, чтобы они были записаны (2 Петра 1:20,21 ; 2 Царств 23:1,2 ; Ефесянам 3:3 ,5).
Да, Бог использовал людей, чтобы написать 66 книг Библии, но записанное этими людьми не было их собственными мыслями, а волей Божией.
Эти около 35 писателей Библии жили в разные периоды истории, жили в различных регионах мира, имели разное образование и происхождение, и, во многих случаях, лично никогда не были знакомы друг с другом. Однако когда они писали книги Библии, в которой они говорили о бесчисленном количестве тем, их послание от начала до конца было в совершенной гармонии и не имело никаких противоречий.
Такое единство в послании, записанном более чем 30 человеками, показывает, что оно должно было быть в одном Разуме – у Бога!
Гармония библейского послания с историей и открытиями археологии также приводит нас к выводу, что Библия должна быть словом Божиим.
Библия упоминает огромное количество народов, городов и людей. Всякий раз, когда историки или археологи находят достоверную информацию вне Библии, имеющую отношение к тем народам, городам и людям, описанным в Писаниях, то в каждом случае найденное ими полностью поддерживает то, что в Библии написано об этих темах. Такая гармония между историческими событиями, записанными в Библии, и общепризнанными фактами светской истории, не является случайной: мы ожидаем, что слово Божие должно быть в полной гармонии с историческими и археологическими открытиями, и это так и есть!
Замечательная запись исполненных пророчеств в Библии – это ещё один источник доказательств в пользу Библии как слова Божия.
Лет за 700 до рождения Христа пророк Исайя записал, что огромный древний город Вавилон будет разрушен и никогда не заселится снова (Исайи 13:17-22).
Догадайтесь, что случилось? Сегодня на лице земли нет города Вавилона, как Исайя и говорил.
Удивительно, как мог Исайя знать, что так произойдет?
В другом случае Исайя предсказал, что девственница родит сына и назовут его Эммануил (Исайи 7:14). Новый Завет записывает, что это предсказание исполнилось тогда, когда родился Иисус (Матфея 1:18-25).
Как Исайя узнал, что такое замечательное событие произойдет через 700 лет в истории?
Тот же пророк Исайя предсказал, что человек по имени Кир, который ещё не родился во дни Исайи, но позже стал царем Мидо-Персидской империи, поможет иудейскому народу вернуться на родину и отстроить Божий храм в Иерусалиме (Исайи 44:28). Спустя около 350 лет после того как Исайя сделал такое предсказание, Кир совершил то, о чём Исайя говорил, что Кир сделает (Ездры 1:1-4).
Вот суть всего этого: Исайя своею силой и знанием никоим образом не мог сделать вышеупомянутые предсказания с такой точностью, называя конкретные события, места и конкретных людей. Его знание о таких вещах должно было быть от Бога, ибо только Бог может предсказывать будущее с 100% точностью. Исполнившиеся пророчества являются мощным доказательством того, что Бог – источник Библии!
Ещё один замечательный факт относительно Библии – это её гармония с подлинной наукой.
Фактически библейское послание не только гармонирует с истинной наукой, но в ряде случаев библейские записи говорят о научных истинах, которые не были «открыты» учеными до тех пор, пока не прошли сотни и тысячи лет после того, как Библия записала их.
Такие научные «жемчужины» в Библии включают в себя ссылки на то, что живые существа размножаются по роду своему (Бытие 1:11,12 ,21 ,24), что жизнь физического тела находится в крови (Левит 17:11), что существуют «морские пути» (Псалтирь 8:9), что нет числа звездам небесным (Иеремии 33:22).
Эти заявления, которые точны с точки зрения науки, заставляют нас вопрошать: как писатели Библии, которые не были учеными, пришли к таким выводам? Единственным правдоподобным ответом является то, что их слова были от Бога. Да, Библия – это слово Божие!
Библия отвечает на важнейшие вопросы человека
Библия преисполнена ответов на важные вопросы, которые люди задавали на протяжении веков.
- Откуда появилась наша вселенная?
Ответ: Бог сотворил небо и землю, море и всё, что в них, за шесть дней (Исход 20:11). - Откуда появилось человечество?
Ответ: Бог создал первого человека, Адама, из праха земного, потом создал первую женщину, Еву, из ребра Адама (Бытие 2:7 ,21,22). Человек произошел от Бога, а не от обезьян и человекообразных! - Почему человечество такое особенное?
Ответ: Из всего, что Бог создал, только человек создан по образу Божию (Бытие 1:26,27). Мы сотворены по Его образу, поэтому и нельзя убивать людей (Бытие 9:6). - Стоит ли человек на том же уровне, что и животные? Является ли человек одним из видов животных?
Ответ: Отметьте такой порядок: Бог стоит над человеком, а человек над животными. Бог сотворил только человека по Своему образу, а потом дал человеку власть над тем, что живет на земле (Бытие 1:27,28). - Как грех вошел в мир?
Ответ: Первые мужчина и женщина нарушили закон Божий, таким образом согрешили, вкусив от запретного плода в Эдемском саду (Бытие 3:1-7). - Почему люди умирают физически?
Ответ: Потому что у них нет возможности есть плоды от «древа жизни», которое было в Эдемском саду (Бытие 3:22,23); оно теперь недоступно. - Какова была самая ранняя религия в истории человека?
Ответ: В Библии она не называется. Самые первые жители земли верили в Бога небесного, служили Богу небесному и поклонялись Богу небесному. Такими были Авель, Енох и Ной (Евреям 11:4-7). Идолопоклонство и другие придуманные людьми религии появились гораздо позже. - Какова цель жизни человека на земле?
Ответ: Основная задача человека – бояться Бога и повиноваться Его заповедям (Екклесиаста 12:13). Желание Бога относительно жизни человека гораздо больше, нежели работа, пища, игра и отдых! - Как человек может решить проблему греха?
Ответ: Единственный путь к омытию грехов и к примирению с Богом лежит через кровь Иисуса (Римлянам 5:6-11). - Что происходит после того, как человек покидает этот мир?
Ответ: Каждый человек должен умереть физической смертью (Евреям 9:27). Однажды в будущем Иисус Христос придет воскресить всех мертвых (Иоанна 5:28,29), а после этого все люди наследуют либо жизнь вечную, либо вечное наказание (Матфея 25:46).
Библия – это книга для нас с вами!
Дорогой читатель, Библия – это послание Божие для нас с вами, да, для каждого человека на этой планете. Это послание может умудрить нас во спасение (2 Тимофею 3:15), показывая нам вечную жизнь, которая доступна через Иисуса Христа (Иоанна 20:30,31).
Мы с вами должны рассмотреть это послание, принять его и постараться жить в соответствии с ним!
«Он хорошо послужил нам, этот миф о Христе…» Папа Лев X, XVI век .
«Всё будет хорошо!», – сказал бог и создал Землю. Затем творил он небо и всяких тварей по паре, про растительность тоже не забыл, чтобы тварям было чем питаться, ну и, конечно же, создал по своему образу и подобию человека, чтобы было над кем господствовать и потешаться над его ошибками и нарушениями заповедей господних...
Почти каждый из нас уверен, что так всё на самом деле и происходило. О чём уверяет якобы святая книга, которая так безхитростно и называется – «Книга» , только по-гречески. Но на слуху прижилось именно её греческое название – «Библия» , от которого в свою очередь пошло название хранилищ книг – БИБЛИОтеки .
Но даже здесь заложен обман, на который мало кто или вообще никто не обращает внимания. Верующим хорошо известно, что эта Книга состоит из 77 меньших книг и из двух частей Ветхого и . А знает ли кто из нас, что сотни других маленьких книг не вошли в эту большую Книгу только потому, что церковные «боссы» – первосвященники – промежуточное звено, так называемые, посредники между людьми и богом, так решили между собой. При этом неоднократно менялся не только состав книг, входящих в саму большую Книгу, но и содержимое этих самых малых книг.
Я не собираюсь анализировать в очередной раз Библию, её и до меня несколько раз с чувством, с толком и с расстановкой прочитали многие замечательные люди, которые задумались над написанным в «священном писании» и изложили увиденное в своих трудах, таких, как «Библейская правда» Дэвида Найдиса, «Забавная библия» и «Забавное Евангелие» Лео Тексиля, «Библейские картинки…» Дмитрия Байды и Елены Любимовой, «Крестовый поход» Игоря Мельника. Прочитайте эти книги, и вы узнаете Библию с другой стороны. Да, и более, чем уверен, что верующие люди не читают Библию, так как, если бы они её прочитали, то невозможно было бы не заметить такого количества противоречий, нестыковок, подмены понятий, обмана и лжи, не говоря уже о призывах к истреблению всех народов Земли богоизбранным народцем. Да и сам этот народец уничтожали несколько раз под корень в процессе селекции, пока их бог не отобрал группу совершенных зомби, которые очень хорошо усваивали все его заповеди и наставления, и, самое главное, строго их выполняли, за что и были милованы жизнью и продолжением рода своего, и… новой .
В данной работе я хочу обратить ваше внимание на то, что не вошло в вышеперечисленные канонические книги, или о чём говорят сотни других источников не менее интересных, чем «святое» писание. Итак, рассмотрим библейские факты и не только.
Первым скептиком , указавшим на невозможность назвать автором Пятикнижия Моисея (а именно в этом нас уверяют христианские и иудейские авторитеты), был некий персидский еврей Хиви Габалки, живший еще в IX веке. Он подметил, что в некоторых книгах рассказывает о себе в третьем лице. Мало того, порой Моисей позволяет себе крайне нескромные вещи: например, может сам себя охарактеризовать, как человека кротчайшего из всех людей на земле (книга Числа) или сказать: «…не было более у Израиля пророка такого, как Моисей» (Второзаконие).
Далее тему развил голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза, который написал в XVII веке свой знаменитый «Богословско-политический трактат». Спиноза «нарыл» в Библии такое количество несоответствий и откровенных ляпов, – скажем, Моисей описывает собственные похороны, – что никакой инквизицией остановить растущие сомнения было уже нельзя.
В начале XVIII века , сначала немецкий лютеранский пастор Виттер, а затем французский врач Жан Астрюк сделали открытие, что состоит из двух текстов, имеющих разные первоисточники. То есть, о некоторых событиях в Библии рассказывается дважды, причём, в первом варианте имя бога звучит как Элохим, а во втором – Яхве. Оказалось, что фактически все так называемые книги Моисея были составлены в период вавилонского пленения евреев, т.е. гораздо позже , чем утверждают раввины и священники, и однозначно не могли быть написаны Моисеем.
Серия археологических экспедиций в , в том числе, экспедиции Еврейского университета, не нашли никаких следов такого эпохального библейского события, как исход еврейского народа из этой страны в XIV веке до нашей эры. Ни в одном древнем источнике, будь то папирус или ассиро-вавилонская клинописная табличка, ни разу не упоминается о пребывании евреев в египетском плену в указанное время. Упоминания о более позднем Иисусе есть, а о Моисее – нет!
А профессор Зеэв Герцог в газете «Гаарец» подытожил многолетние научные изыскания по египетскому вопросу: «Возможно, кому-то будет неприятно услышать и трудно принять, но исследователям сегодня совершенно ясно, что еврейский народ не был в рабстве в Египте и не скитался в пустыне…» Зато еврейский народ был в рабстве в Вавилонии (современный ) и перенял оттуда многие легенды и предания, включив их затем в переработанном виде в Ветхий Завет. Среди них была и легенда о всемирном потопе.
Иосиф Флавий Веспасиан, знаменитый еврейский историк и военачальник, живший якобы в I веке н.э., в своей книге «О древности иудейского народа», которая впервые была напечатана только лишь в 1544 году, к тому же, на греческом языке, устанавливает число книг так называемого Ветхого Завета в количестве 22 единиц и говорит, какие книги у не оспариваются, ибо передаются издревле. Он говорит о них в следующих словах:
«У нас нет тысячи книг, между собой не согласных, одна другую не опровергающих; есть только двадцать две книги, охватывающие всё прошлое и по справедливости считающиеся Божественными. Из них пять принадлежит Моисею. В них содержатся законы и предания о поколениях людей, живших до его смерти – это промежуток в три тысячи лет без малого. События от кончины Моисея и до смерти Артаксеркса, царствовавшего в после Ксеркса, описали в тринадцати книгах пророки, жившие после Моисея, современники происходившего. Остальные книги содержат гимны Богу и наставления людям, как жить. Всё случившееся от Артаксеркса и до нашего времени описано, но книги эти не заслуживают такой же веры, как вышеупомянутые, потому что авторы их не находились по отношению к пророкам в строгом преемстве. Как мы относимся к нашим книгам, это видно на деле: прошло уже столько веков, и никто не осмелился ничего ни прибавить к ним, ни отнять, не переставить; иудеям врожденна вера в это учение как Божественное: его следует крепко держаться, а если надо, то умирать за него с радостью…»
— Нередко нас, православных, упрекают в том, что мы не так часто читаем Библию, как это делают, к примеру, протестанты. Насколько подобные упреки справедливы?
— Православная Церковь признает два источника богопознания — Священное Писание и Священное Предание. Причем первое является неотъемлемой частью второго. Ведь первоначально проповеди святых апостолов произносились и передавались в устной форме. Священное Предание включает в себя не только Священное Писание, но и богослужебные тексты, постановления Вселенских Соборов, иконографию и целый ряд других источников, которые занимают важное место в жизни Церкви. И все, что сказано в Священном Писании, есть и в Предании Церкви.
Начиная с древности, жизнь христианина была неразрывно связана с библейскими текстами. А в XVI в., когда возникла так называемая «реформация», ситуация изменилась. Протестанты отказались от Священного Предания Церкви и ограничились лишь изучением Священного Писания. И поэтому в их среде появился особый род благочестия — чтение и изучение библейских текстов. Еще раз хочу подчеркнуть: с точки зрения Православной Церкви, Священное Предание включает в себя весь объем церковной жизни, в том числе и Священное Писание. Более того, даже если кто-то не читает Слово Божие, но регулярно посещает храм, то слышит, что все богослужение пронизано библейскими цитатами. Таким образом, если человек живет церковной жизнью, то он находится и в атмосфере Библии.
— Сколько всего книг входит в Священное Писание? В чем отличие православной Библии от протестантской?
— Священное Писание — это собрание книг, разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю. Они разделены на две части: ветхозаветную и новозаветную. В Православной Библии насчитывается 77 книг, а в протестантской — 66.
— Чем вызвано такое разночтение?
— Дело в том, что в православной Библии, точнее в Священном Писании Ветхого Завета, кроме 39 канонических книг насчитывается еще 11 неканонических: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, вторая и третья книги Ездры, три Маккавейские книги. В «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского сказано, что деление книг на канонические и неканонические вызвано отсутствием последних (11 книг) в еврейских первоисточниках и наличием их только в греческих, т. е. в Септуагинте (переводе 70-ти толковников). В свою очередь, протестанты, начиная с М.Лютера, отказались от неканонических книг, ошибочно присвоив им статус «апокрифических». Что же касается 27 книг Нового Завета, то их признают как православные, так и протестанты. Речь идет о христианской части Библии, написанной после Рождества Христова: новозаветные книги свидетельствуют о земной жизни Господа Иисуса Христа и первых десятилетиях существования Церкви. К ним относятся четыре Евангелия, книга Деяний апостольских, послания апостолов (семь — соборных и 14 — апостола Павла), а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).
— Как правильно изучать Библию? Стоит ли начинать познание с первых страниц Бытия?
— Главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие. Начинать лучше с Нового Завета. Опытные пастыри рекомендуют знакомиться с Библией через Евангелие от Марка (т. е. не по порядку их изложения). Оно — самое короткое, написано простым и доступным языком. Прочитав Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна, переходим к книге Деяний, апостольским посланиям и Апокалипсису (самая сложная и самая таинственная книга во всей Библии). И лишь после этого можно приступать к ветхозаветным книгам. Только прочитав Новый Завет, легче понять смысл Ветхого. Ведь апостол Павел не зря сказал, что ветхозаветное законодательство было детоводителем ко Христу (см.: Гал. 3: 24): оно ведет человека, как будто ребенка за руку, чтобы дать ему понять по-настоящему, что же произошло во время боговоплощения, что такое в принципе боговоплощение для человека...
— А если читатель не понимает какие-то эпизоды Библии? Что в таком случае делать? К кому обращаться?
— Желательно иметь под рукой книги, которые изъясняют Священное Писание. Можно порекомендовать творения блаженного Феофилакта Болгарского. Его объяснения короткие, но очень доступные и глубоко церковные, отражающие Предание Церкви. Классическими также являются беседы святителя Иоанна Златоуста на Евангелия и послания апостольские. Если возникают какие-то вопросы, неплохо было бы посоветоваться с опытным священником. Необходимо понимать, что чтение Священного Писания — это часть духовного подвига. И очень важно молиться, очищать свою душу. Ведь еще в Ветхом Завете было сказано: в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1: 4-5).
— Значит, к чтению Священного Писания нужно готовиться особым образом?
— Опытные старцы в монастырях давали послушнику правило: прежде чем изучать Священное Писание, сначала нужно ознакомиться с творениями святых отцов. Библейские чтения — это не просто изучение Слова Божия, это как молитва. Я вообще бы рекомендовал читать Библию утром, после молитвенного правила. Думаю, несложно выделить 15-20 минут, чтобы прочитать одну-две главы из Евангелия, посланий апостольских. Так можно получить и духовный заряд на весь день. Очень часто таким образом появляются ответы на серьезные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.
— Иногда бывает и такая ситуация: прочел, понял, о чем речь, но тебе это не подходит, поскольку ты не согласен с тем, что написано...
— По словам Тертуллиана (одного из церковных писателей древности), наша душа — христианка по природе. Таким образом, библейские истины даны человеку изначально, они заложены в его природу, его сознание. Мы иногда называем это совестью, т. е. это не что-то новое, которое несвойственно человеческой природе. Основные постулаты Священного Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас. Поэтому нужно, прежде всего, обратить внимание на свою жизнь: все ли в ней согласуется с заповедями Божиими? Если человек не хочет слушать голос Бога, то какой еще голос ему необходим? Кого же он послушает?
— Однажды у святителя Филарета спросили: мол, как можно верить в то, что пророк Иона был проглочен китом, у которого очень узкое горло? В ответ он сказал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона — кита, я бы и этому поверил». Разумеется, сегодня подобные высказывания могут воспринять с сарказмом. В связи с этим возникает вопрос: почему Церковь так доверяет Священному Писанию? Ведь библейские книги написаны людьми...
— Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность. Это не просто творчество какого-то выдающегося человека. Через пророков и апостолов на доступном языке воспроизводится голос Самого Бога. Если к нам обращается Творец, то как же мы должны к этому относиться? Отсюда такое внимание и такое доверие к Священному Писанию.
— На каком языке были написаны библейские книги? Как их перевод повлиял на современное восприятие священных текстов?
— Большинство ветхозаветных книг написано на древнееврейском языке (иврите). Некоторые из них сохранились только на арамейском. Уже упомянутые неканонические книги дошли до нас исключительно на греческом: к примеру, Иудифи, Товита, Варуха и Маккавейские книги. Третья книга Ездры в своей полноте известна нам только на латыни. Что же касается Нового Завета, то он в основном был написан на греческом — на наречии койнэ. Некоторые библеисты полагают, что Евангелие от Матфея было написано на еврейском, но никаких первоисточников до нас не дошло (есть только переводы). Конечно, лучше было бы читать и изучать библейские книги, опираясь на первоисточники, оригиналы. Но так сложилось еще с древних времен: все книги Священного Писания переводились. И поэтому в большинстве своем люди знакомы со Священным Писанием в переводе на их родной язык.
— Интересно бы узнать: на каком же языке говорил Иисус Христос?
— Многие считают, что Христос использовал арамейский язык. Однако, когда говорят об оригинале Евангелия от Матфея, большинство библеистов указывают на иврит как на язык ветхозаветных книг. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.
— По данным библейских обществ, еще в 2008 г. Библия полностью или частично была переведена на 2500 языков. Одни ученые полагают, что в мире существует 3 тыс. языков, другие указывают на 6 тыс. Очень тяжело обозначить критерий: что является языком, а что — диалектом. Но с абсолютной уверенностью можно сказать: все люди, живущие в разных уголках земного шара, могут полностью или частично прочитать Библию на своем родном языке.
— Какой язык для нас предпочтительнее: русский, украинский или церковнославянский?
— Главный критерий — Библия должна быть понятной. Традиционно за богослужением в Церкви используется церковнославянский язык. К сожалению, в общеобразовательной школе он не изучается. Поэтому многие библейские выражения требуют пояснения. Это, кстати, касается не только нашей эпохи. Такая проблема возникала и в XIX в. Тогда же появился и перевод Священного Писания на русский язык — Синодальный перевод Библии. Он прошел проверку временем, оказал огромное влияние на становление русского языка в частности и русскую культуру в целом. Поэтому для русскоязычных прихожан я бы рекомендовал использовать для домашнего чтения именно его. Что же касается украиноязычных прихожан, то здесь ситуация немного сложнее. Дело в том, что попытка первого полного перевода Библии на украинский язык была предпринята Пантелеймоном Кулишом в 60-х годах XIX в. К нему присоединился Иван Нечуй-Левицкий. Завершил перевод Иван Пулюй (уже после смерти Кулиша). Их труд был издан в 1903 г. библейским обществом. В XX в. наиболее авторитетными стали переводы Ивана Огиенко и Ивана Хоменко. В настоящее время очень многие предпринимают попытки перевести всю Библию или частично. Есть и положительный опыт, и сложные, спорные моменты. Так что, наверное, было бы некорректно рекомендовать какой-то конкретный текст украинского перевода. Сейчас Украинская Православная Церковь осуществляет перевод Четвероевангелия. Надеюсь, что это будет удачный перевод и для домашнего чтения, и для богослужебного (на тех приходах, где употребляется украинский).
— На некоторых приходах во время богослужения прочитывается библейский отрывок на родном языке (после прочтения на церковнославянском)...
— Эта традиция характерна не только для наших, но и для многих зарубежных приходов, где есть верующие из разных стран. В таких ситуациях богослужебные отрывки из Священного Писания повторяют и на родных языках. Ведь духовная пища должна быть дана человеку в том виде, в котором она может принести духовную пользу.
— Время от времени в СМИ появляется информация о какой-то новой библейской книге, которая якобы ранее была утрачена или хранилась в тайне. В ней обязательно обнаруживаются какие-то «сакральные» моменты, противоречащие христианству. Как относиться к таким источникам?
— В последние два столетия было открыто немало древних рукописей (манускриптов), что позволило скоординировать взгляд на изучение библейского текста. В первую очередь, это касается Кумранских рукописей, обнаруженных в районе Мертвого моря (в Кумранских пещерах). Там было найдено много рукописей — как библейских, так и гностических (т. е. текстов, искажающих христианское учение). Не исключено, что и в дальнейшем будет найдено немало манускриптов гностического характера. Следует напомнить, что еще на протяжении ІІ и ІІІ вв. Церковь вела борьбу с ересью гностицизма. А в наше время, когда мы наблюдаем повальное увлечение оккультизмом, эти тексты появляются под видом некой сенсации.
— По каким критериям можно определить положительный результат от регулярного чтения Священного Писания? По количеству заученных цитат?
— Мы читаем Слово Божие не для заучивания. Хотя бывают ситуации, например в семинариях, когда именно такая задача ставится. Библейские тексты важны для духовной жизни, чтобы почувствовать дуновение Самого Бога. Таким образом, мы приобщаемся к тем благодатным дарам, которые есть в Церкви, узнаем о заповедях, благодаря которым становимся лучше, приближаемся к Господу. Поэтому изучение Библии — важнейшая часть нашего духовного восхождения, духовной жизни. При регулярном чтении многие отрывки постепенно запоминаются и без специального заучивания.
Христианское вероучение построено на Библии, но многие не знают, кто является ее автором и когда она была издана. Чтобы получить ответы на эти вопросы, ученые провели большое количество исследований. Распространение Святого Писания в нашем веке достигло огромных масштабов, известно, что ежесекундно в мире печатается одна книга.
Что такое Библия?
Христиане собрание книг, составляющих Святое Писание, называют Библией. Его считают словом Господа, которое было дано людям. За долгие годы проведено много исследований для того, чтобы понять, кто написал Библию и когда, так считается, что откровение было дано разным людям и записи проводились в течение многих веков. Церковь признает собрание книг богодухновенным.
Православная Библия в одном томе насчитывает 77 книг, имеющих две и более страницы. Ее считают некой библиотекой древних религиозных, философских, исторических и литературных памятников. Библия состоит из двух частей: Ветхого (50 книг) и Нового (27 книг) Завета. Есть также условное разделение Ветхозаветных книг на законоположительные, исторические и учительские.
Почему Библию назвали Библией?
Есть одна основная теория, предложенная библеистами и дающая ответ на этот вопрос. Основная причина появления названия «Библия» связана с портовым городом Библос, который располагался на побережье Средиземного моря. Через него в Грецию поставляли египетский папирус. Через какое-то время это название в греческом языке стало означать книгу. В результате и появилась книга Библия и это название используется только для Священного Писания, поэтому и пишут название с большой буквы.
Библия и Евангелие – какое отличие?
У многих верующих нет точного представления, касающегося главной Священной книги для христиан.
- Евангелие является частью Библии, которая входит в Новый Завет.
- Библия это раннее писание, а вот текст Евангелия был написан гораздо позже.
- В тексте Евангелие рассказывается только о жизни на земле и вознесении на небо Иисуса Христа. В Библии представлено много другой информации.
- Отличия есть и в том, кто написал Библию и Евангелие, так авторы главной Священной книги неизвестны, а вот на счет второго произведения есть предположение, что его текст был написан четырьмя евангелистами: Матфеем, Иоанном, Лукой и Марком.
- Стоит заметить, что Евангелие написано только на древнегреческом языке, а тексты Библии представлены на разных языках.
Кто автор Библии?
Для верующих людей автором Священной книги является Господь, но специалисты могут оспорить это мнение, поскольку в ней есть Премудрость Соломона, книга Иовы и другое. В таком случае, отвечая на вопрос – кто написал Библию, можно предположить, что авторов было много, и каждый сделал свой вклад в это произведение. Есть предположение, что писали ее простые люди, получившие боговдохновение, то есть они были только инструментом, держа над книгой карандаш, а Господь водил их руки. Выясняя, откуда взялась Библия, стоит указать, что имена людей, писавших текст неизвестны.
Когда написана Библия?
Уже долгое время ведутся споры, касающиеся того, когда была написана самая популярная книга во всем мире. Среди известных утверждений, с которыми согласны многие исследователи можно выделить следующие:
- Многие историки, отвечая на вопрос, касающийся того, когда появилась Библия, указывают на VIII-VI век до н. э.
- Огромное количество библеистов уверены, что книга была окончательно сформирована в V-II века до н. э.
- Еще одна распространенная версия того, сколько лет Библии, указывает, что книга была составлена и представлена верующим примерно в II-I веке до н. э.
В Библии описаны многие события, благодаря чему можно прийти к выводу, что первые книги были написаны во время жизни Моисея и Иисуса Навина. Затем появились другие издания и дополнения, которые и сформировали Библию такой, какая она известна сейчас. Есть и критики, которые оспаривают хронологию написания книги, считая, что доверять представленному тексту нельзя, поскольку он претендует на божественное происхождение.
На каком языке написана Библия?
Величественная книга всех времен была написана в глубокой древности и на сегодняшний день ее перевели больше чем на 2,5 тыс. языков. Количество изданий Библии превысило 5 млн. экземпляров. Стоит отметить, что нынешние издания являются более поздними переводами с оригинальных языков. История Библии указывает, что писали ее не один десяток лет, поэтому в ней соединены тексты на разных языках. Ветхий Завет в большей степени представлен на иврите, но есть тексты и на арамейском языке. Новый Завет практически полностью представлен на древнегреческом языке.
Учитывая популярность Святого Писания никого не удивит, что проводились исследования и это позволило обнаружить много интересной информации:
- В Библии чаще других упоминается Иисус, а на втором месте находится Давид. Среди женщин лавры получает жена Авраама Сарра.
- Самый маленький экземпляр книги был напечатан в конце XIX века и для этого использовался метод фотомеханического уменьшения. Размер составлял 1,9х1,6 см, а толщина – 1 см. Чтобы текст читался, в обложку было вложено увеличительное стекло.
- Факты о Библии указывают, что она содержится примерно 3,5 млн. букв.
- Для того чтобы прочитать Ветхий Завет необходимо потратить 38 ч., а на Новый уйдет 11 ч.
- Многих удивит тот факт, но согласно статистике Библию воруют чаще других книг.
- Больше всего экземпляров Священного Писания изготовлено для экспорта в Китай. При этом в Северной Корее чтение этой книги карается смертной казнью.
- Христианская библия является самой преследуемой книгой. За всю историю не известно другого произведения, против которого бы издавались законы, за нарушение которых назначалась смертельная казнь.
Библия
Христиане все время говорят о ней, хотя не всегда понятно, что они подразумевают под словом «Библия». То есть, кроме крылатой фразы «Слово Божье», я не знаю, что Библия значит для многих, кто утверждает, что это священный текст, направляющий их жизнь. Я уверен, что мы не все на одной и той же волне, так сказать.
Иногда христиане хотят сделать из Библии что-то, чем она не является и это приводит к некоторым катастрофическим разговорам и опасным предположениям, особенно в беседах с другими христианами.
Вот пять фактов о Библии, на которые я хотел бы, чтобы больше верующих обратили внимание:
1. Библия не является волшебной книгой
Библия – это не просто «Благая книга» (название библии среди нерелигиозных людей – прим. пер.). Это и не книга вовсе. Это очень много книг. Это целая библиотека.
Это 66 отдельных книг, которые раскрывают разнообразную гамму стилей написания (поэзия, история, биографии, церковное учение, письма), и эти книги писали десятки авторов: от пастухов и пророков до врачей, рыбаков и царей. Каждый из этих совершенно разных писателей имел очень разные целевые аудитории, несопоставимые жизненные обстоятельства и конкретные задачи и планы; поэтому мы не можем подходить к каждой книге одинаково; это все равно, что одинаково читать стихотворение о листьях и учебник по ботанике. В одной из книг ты найдешь вдохновение, а в другой — информацию; мы воспринимаем и видим их по-разному.
Если мы так будем относиться к Священному Писанию; как ко многим разнообразным трудам, которые вместе составляют коллекцию одной истории, христиане могут освободиться от путаницы в том, что имеется в виду, когда говорят «буквально». Мы не должны отождествлять историю с аллегорией и поэзию, или читать их одинаково. Мы также можем увидеть Библию как записи не только о Боге, но и о Божьем народе, и мы можем найти себя в них.
2. Библия не так ясна, как мы бы того хотели
Часто (особенно, во время споров) христиане хотели бы начать фразой, «Библия ясно говорит, что …», после чего следует самый подходящий отрывок из Писания.
Эти люди не всегда принимают во внимание контекст всей Библии.
Если честно, Библия содержит массу противоречий и в целом много непонятного по разным вопросам. Например, в Ветхом Завете мы можем прочитать четкую заповедь Бога не убивать, и потом видим, как Иисус говорит Своим ученикам, что насилие – это не тот путь, который должен избрать Его народ.
Но мы также видим, что Бог говорит израильтянам уничтожать все живое во вражеских деревнях (включая женщин и детей), и мы читаем об убийстве Моисеем египетского солдата.
Поэтому некоторые христиане считают, что всякое насилие греховно, в то время как другие думают, что убить кого-то, обороняясь – это нормально. Одни считают войну оправданной в некоторых случаях, в то время как другие полагают, что все войны по своей сути аморальны.
Та же Библия. Тот же вопрос. Несколько точек зрения.
Это не значит, что истина относительна, и что у Бога нет Своего мнения по поводу насилия или Он не открыл нам Свое мнение в Библии. Это лишь значит, что ответ не может быть столь же ясным и простым, как мы любим это преподносить.
Много раз, когда христиане говорят фразу: «Библия ясно говорит …», они на самом деле имеют в виду следующее: «То, как я интерпретирую этот стих позволяет мне оправдать мою точку зрения».
Когда ты читаешь и изучаешь эту библиотеку книг Библии во всей ее полноте, — конечно, есть темы и понятия, которые удивительно соединены, но, если мы честны, мы также признаем, что есть и неясности. Это не умалит Писания, если мы признаем, что Библия — сложная. Наоборот, это самые величайшие труды на протяжении всей истории.
3. Библия была вдохновлена Богом, а не продиктована Богом
Христиане часто справедливо говорят, что Библия была «вдохновлена Богом», и я полностью согласен. Тем не менее, эту идею часто подменивают в переводе.
Библия — «Слово Божье», но мы должны быть осторожны в том, что мы имеем в виду, когда говорим, что она была «написана» Богом. Это слова людей, которых Бог побудил что-то сказать, но это не только то, что, по их утверждению, они слышали от Бога, но и все то, что происходило внутри и вокруг них — их борьба, личные причины написать те или иные слова и их собственное переживание Бога. Конечно, они были вдохновлены Богом, но они оставались вдохновенными людьми, а не Божьими марионетками, которые за дверью оставили свою свободную волю и пришли, как зомби, записать Божий монолог.
Послание Тимофею говорит, что Писание «боговдохновенно», что оно исходит от Бога, но там не утверждается, что оно продиктовано Богом.
4. Мы все избирательны в том, во что из Библии мы верим, что проповедуем и защищаем
Христиане часто обвиняют верующих с различными мнениями в «выборочном цитировании» Библии: это когда крепко держатся за стихи, с которыми они согласны, в то время как легко отбрасывают те места Писания, которые им неудобны.
Проблема только в том, что каждый раз, когда кто-то так утверждает, он заявляет о своей объективности: как будто он каким-то образом имеет твердое, беспристрастное понимание целостности Писания, без предвзятости и предрассудков, в то время как другие нарушают это.
Когда мы растем в нашей вере, некоторым из нас под силу избавиться от личных пристрастий и приблизиться к истинному смыслу Писания. Но до тех пор большинство из нас читают свою собственную Библию, сделанную немного под наше понимание. Конкретных личных интерпретаций Писания в истории столько же, сколько и ее читателей. Наше понимание Библии и вера в нее является продуктом нашего воспитания, того изучения, которое у нас было, мнения друзей, с которыми мы жили, той части мира, в котором мы живем, нашего опыта и многих других факторов.
Действительно ли справедливо обвинять кого-то другого в избирательном использовании Писания, если мы не готовы признать того же преступления?
5. Бог больше, чем сама Библия
На прошлой неделе я прогуливался по пляжу, наблюдая за океаном. Если ты когда-либо видел это, ты поймешь всю громадность, поразительную красоту и силу, неустанную мощь приливов и отливов. Ты знаешь, каким малым тогда чувствуешь себя; и те подавляющие масштабы творения, с которыми ты сталкиваешься лицом к лицу.
Миллиарды слов были написаны об океане. Я мог бы собрать каждое из них, самые красивые, яркие, точные описания рыбаков, морских биологов и поэтов. Я мог бы прочитать каждое слово об океане кому-то, кто никогда не был там, но он никогда не оценил бы такого описания.
Просто невозможно адекватно описать океан в словах. Ты должен лично пережить это.
Мне хочется, чтобы больше христиан признали, что боговдохновенная Библия, во всем своем совершенстве, представляет собой набор слов об океане. Но эти слова — еще не сам океан.
Океан – это Бог.
Слова в Библии указывают на Того, для Кого просто не хватает слов. Слова дают нам некое мировоззрение, но в конечном счете, Бог слишком велик, чтобы загнать Его в эти слова.
Библия – это не Бог. Библия – это как библиотека с вдохновенными словами о Боге. Мы можем больше узнавать, исследовать и находить утешение в Библии. На ее страницах мы можем открывать характер Бога и послание Христа, а также тот путь, которым нам нужно идти.
Подписывайтесь:
Мы можем даже любить Библию. Я точно ее люблю.
Но мы должны поклоняться Богу, Который вдохновил авторов Библии.