Каменные блоки баальбека. Баальбек
: Баальбек (араб. بعلبك) – древний город в Ливане, в котором сохранился в руинах грандиозный храмовый ансамбль, состоявший из пропилеев, богато украшенных резьбой дворов (в одном из них открыты остатки большого здания алтаря), Большого храма (храма Юпитера), хорошо сохранившихся Малого храма (храм Вакха или Меркурия) и круглого храма (храм Венеры) с 4-колонным портиком.
Храм Юпитера представляет собой огромное сооружение. Некоторые блоки основания весят 800-1000 тонн. В известной степени, это сооружение превосходит пирамиду Хеопса, самые крупные гранитные блоки которой (потолок камеры царя) весят 50-80 тонн. А самый большой блок, под названием "Южный камень" (от древнего арабского названия "Гайяр эль-Кибли"), который так и не был вынут из каменоломни, но по всем признакам намеренно был подготовлен для завершения платформы, и вовсе достигает веса 1500 тонн.
Главную загадку Баальбека представляет терраса, на которой стоит храм Юпитера. В ее кладке находятся три знаменитые плиты – трилитон – совершенно невероятных размеров и весом порядка 800 тонн (согласно одной древней легенде, эти блоки лежали здесь вечно и считались священными). Эти громадные блоки расположились на высоте 7 метров.
Баальбек – древний город в Ливане, расположенный в 80-ти км к северо-востоку от Бейрута, на высоте 1130 м.
В центре города находится целый комплекс древних храмов – Баальбекское святилище, одно из крупнейших на Ближнем Востоке.
Святым это место считалось еще в неолите. Позднее, во времена Финикии (I-II тысячелетие до н.э.) здесь был воздвигнут храм Баала – центрального финикийского божества. В эллинистическую эпоху образ Баала слился с греческим богом Солнца Гелиосом, и город был переименован в Гелиополис. В начале нашей эры Баальбек стал опорным пунктом Рима, превратился в крупнейший религиозный и торговый центр, а на месте поклонения Баалу появился монументальный храм Юпитера, от которого остались только стены основания и шесть колонн.
Храм Юпитера окружен целым комплексом построек. Храм Бахуса, расположенный по соседству – одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений римской эпохи.
В 4-м веке нашей эры на алтарной площади был построен большой христианский храм, а уже в 7-м веке захватившие город арабы превратили храмовый квартал в хорошо укрепленную цитадель. Все эти перестройки, а также несколько сильных землетрясений превратили комплекс в живописные руины, которые можно наблюдать сейчас.
Но, несмотря на богатую историю, Баальбек стал широко известен благодаря грандиозному сооружению, которое часто называют "баальбекская терраса". Это основание храма Юпитера, гигантская конструкция, состоящее из огромных мегалитов. Три самые крупные блока даже имеют собственное название – трилитоны, чудо трех камней.
И в своем небольшом обзоре я хотел бы поподробней описать именно эту часть храмового комплекса, как наиболее загадочную и вызывающую много справедливых вопросов у сторонников альтернативной истории.
Впечатление от первого осмотра у многих вызывает приблизительно одинаковую реакцию – возглас удивления, который далеко не всегда можно процитировать в приличных публикациях...
Фото и видео, к сожалению, не передает ощущение нереальности, нечеловеческую грандиозность циклопических блоков, собранных в стену и подогнанных с потрясающей точностью...
Эта мегалитическая конструкция (выделена желтым цветом), вернее ее видимая часть, имеет форму буквы "П", и, как мы увидим позднее, была не закончена строителями. Возможно, она даже не предназначалась для возвышающегося ныне храма Юпитера.
Чтобы все было более наглядно и понятно, мы попробуем очистить террасу от поздних наслоений и взглянуть на нее, так сказать, в чистом виде.
Видимая часть террасы огибает храм Юпитера с юга, запада и севера на расстоянии около 7 метров от стен. С западной и южной сторон между блоками террасы и стенами храма есть заполнение из разной величины блоков, с северной такого заполнения нет, поэтому блоки террасы имеют вид исполинского забора. Мегазабора, как его прозвали участники экспедиции.
А теперь для большей ясности уберем пока храм Юпитера совсем. Получается следующая приблизительная схема (в целях наглядности некоторые пропорции несоблюдены).
Это и есть та самая "баальбекская терраса". 1,2,3 – стены "мегазабора", которые лежат буквой "П" и огибают храм Юпитера по периметру. На западной стороне лежат трилитоны (4,5,6). Фундамент состоит из блоков гораздо меньшего размера, имеет небрежности в стыках, на северной стене уходит в глубину на три блока, на западной (под трилитонами) минимум на 5. На южной стене фундамента не видно, но для полноты картинки обозначен. Обозначено также заполнение между мегазабором и стеной храма Юпитера (7,8). Отверстие в мегазаборе (явно позднего происхождения) – 9.
Южная стена (на схеме 1):
Западная стена с трилитонами (2):
Северная стена (3):
Если еще раз посмотреть на схему то будет очевидно, что в стык к трилитонам имеется место для таких же по размеру блоков, которые должны ложиться перпендикулярно существующим на южную и северную стороны "мегазабора". И, действительно, в километре от комплекса в карьерах можно увидеть два схожих по размерам и почти законченных блока.
Размеры трилитонов впечатляют. Высотой 4,6 м, длинной около 20 и весом порядка 750 тонн. Блоки мегазабора длинной в среднем 9 метров, высотой 3,7 и весом от 250 до 400 тонн. Ширина всех блоков варьируется.
На схеме на всех блоках мегазабора изображен откос. Но на северной и южной сторонах он незакончен. Откос совершенно очевидно закладывался в проекте сооружения – все стыки сделаны с учетом этой детали.
Особенно хочется отметить качество сопряжения блоков. На трилитонах до стыков добраться не удалось, есть только фото в приближении. Но все же хорошо видно, что стыки безупречны, зазор – доли миллиметров (на семисоттонных блоках!!!).
Северная и западная стена очевидно подвергались природному воздействию долгое время, поэтому детали состыковки блоков уже не так заметны, а вот на южной, откопанной в начале 20-го века стене обработка стыков очень хорошо видна.
Плоскости примыкания обработаны инструментом, очень похожим на тот, которым пользовались римляне при создании украшений и орнаментов.
Фаска на стыках сложная, иногда многогранная; наряду с инструментом, имеющим много зубцов, применялось нечто подобное шлифовке.
Примечательно, что все фаски создавались до установки блока в стену. Создается впечатление, что стыки между блоками мегазабора (а возможно и трилитонами) играли важнейшую роль и тщательно обрабатывались наподобие "контактов", возможно для придания стене монолитности.
Между стеной Храма Юпитера и блоками террасы имеется, как упоминалось, свободное пространство, которое заполнялось блоками разной величины. На северной стороне заполнения практически нет (подготовлена только площадка для установки находящегося в карьере трилитона – на схеме – 8). Слева стена Храма Юпитера, справа блок мегазабора, по центру блоки заполнения. Сверху на блоке мегазабора остатки стены, построенной арабами.
На южной заполнение подогнано под уровень мегазабора (под осколками блоков и колонн):
На западной уровень выше и соответствует уровню трилитонов. На фото видны блоки следующего (над трилитонами) уровня. Лестница начинается на стене храма, заканчивается на блоках заполнения. Часть колонны справа лежит на трилитоне.
Иными словами, вся мегалитическая терраса с трилитонами и мегазабором – это возможно только внешняя часть исполинской стены, которая огибает храм Юпитера и примыкает к нему вплотную.
Есть еще одна поразительная деталь. На северной части стены, где блоки мегазабора подвергались воздействию окружающей среды, камень выглядит почерневшим и старым. А стена храма юпитера выглядит гораздо моложе, но в то же время как бы заходит за блоки заполнения.
Возникает вопрос – какой порядок стройки? Если мегазабор существовал ранее, затем внутрь периметра решили вставить храм Юпитера, то каким образом делали заполнение немаленькими блоками (а там есть весьма крупные экземпляры)? Если блоки заполнения уже были на месте, то как внутрь недостроенной платформы попал более поздний храм Юпитера? Или храмом Юпитера заменили более древнее сооружение, которое предполагалось обнести исполинской стеной? И какой смысл в подобном гигантизме в основании храма? Что так защищали (или от чего защищались) строители?
Или это просто прихоть правителей, решивших в подобном способом увековечить свое величие...
Терраса явно осталась недостроенной – два трилитона в карьере, откос на мегазаборе начат, но недоделан, заполнения у северной стены нет. Строители храма Юпитера посчитали излишним заканчивать грандиозный проект всей платформы. Скорее всего по причине неумения работать с блоками большого веса (вес блоков храма Юпитера не превышает несколько десятков тонн).
У строителей террасы явно были две технологии перемещения и подгонки блоков. Одна рассчитанна на вес порядка 300-400 тонн, другая 700-800. Блоков с промежуточным весом замечено не было.
Существует много гипотез и схем, где описывается предполагаемые способы перемещения.
Подобные схемы есть даже у Витрувия, известного архитектора, жившего в римскую эпоху.
Но все эти схемы умозрительны, описания подобных процессов в реальности не существует. Так же не существует и описания работ самими римлянами, славившимися своим бюрократизмом, хотя строительство такого масштаба никак не могло уйти от внимания римских чиновников.
Надо отметить, что в 19 веке была проведена подобная работа по перемещению гром-камня, весившего порядка 1500 тонн, для постамента памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге.
Но все же там применялись технологии, уже доступные в 19 веке, событие отмечалось как выдающееся достижение техники того времени, существуют подробные описания процесса (строительство уникальной дороги, применение специальных литых медных шаров по деревянным рельсам, и т.д.). И тем не менее здесь задача облегчалась тем, что событие было единичным и не было необходимости в прецизионной точности установки и подгонки блоков.
В конце 20 века было много попыток сымитировать процесс перемещения тяжестей примитивными способами. Но все эти попытки были связаны с гораздо более меньшим (на порядок) весом и большинство из подобных экспериментов нельзя признать успешными.
Способы, которыми пользовались строитель баальбекской террасы по сей день считаются неразгаданными и являются одной из тайн истории. Так же как назначение всей конструкции.
Поддержите как спонсоры наш проект на BOOMCTARTER.ru ! Без Вашей помощи трудно будет перенести это знание из одного – древнего – мира в другой – наш современный.
Тот, кто хотел попасть в Баальбекский храм, что расположен в Ливане, в период его расцвета, должен был подняться по самой широкой в мире лестнице. На каждой из 27 её ступеней могло поместиться в ряд до ста человек. Ступени были по колено взрослому мужчине, словно создавались для каких-то великанов. Эта лестница поднималась на платформу или цоколь размерами, сопоставимыми с футбольным полем (точнее 49×89 м).
Главную часть этой площадки и занимают сейчас руины храма, который был сложен из тёсаных каменных блоков объёмом 2–3 м3. Здесь всюду на земле рассеяны то обломки громадных столбов, то большие тёсаные камни, то гигантские архитравы и плинтусы, резьба которых поражает своим совершенством.
Со стороны северного и южного фасадов блестит под лучами солнца ровная каменная полоса шириной около семи метров, которую и называют собственно Баальбекской террасой, или верандой. Она образована огромными блоками, верхний ряд которых расположен на высоте 8 м.
Храм Юпитера окружал пропилеум - колоннада под открытым небом из 52 колонн, равных которым по величине не было и нет в нашем мире. Пропилеум соединялся тремя пролётами с шестиугольной площадкой, где размещался алтарь храма, окружённый стеной с 320 статуями богов.
От главной колоннады храма сегодня чудом уцелели только 6 двадцатиметровых колонн (диаметром 2,5 м каждая), которые возвышаются над долиной и видны ещё за несколько километров до Баальбека. Фрагменты остальных колонн разбросаны рядом.
Утверждают, что секции колонн вытачивали на гигантских токарных станках где-то в египетском Асуане, затем на плотах по Нилу и морю доставляли к берегам Ливана. От побережья их везли 35 км к стройке по горным дорогам на колесницах, влекомых волами. Если учесть, что колонны состоят из трёх частей, а длина каждой секции составляет примерно 6–7 м, то, оказывается, вес каждого такого цилиндра составляет порядка 45 т! Даже с точки зрения современных специалистов это сложная задача. А как с ней справлялись древние строители?
Три полированных цилиндра каждой из сохранившихся колонн поставлены один на другой вертикально с идеальной подгонкой стыков. Колонны увенчаны громадным антаблементом: на мощной несущей балке, перекрывающей остаток колоннады, покоится почти двухметровый фриз. Какая сила подняла эти многотонные громады почти на 25-метровую высоту?… Однако славен Баальбек не этими пятью колоннами, а на первый взгляд неброскими гигантскими каменными плитами.
Да, грандиозность Баальбекской террасы подчёркивается величиной камней, из которых она сложена. В северо-западном углу террасы и сегодня можно увидеть три необыкновенно большие плиты. Это знаменитые блоки трилитона (троекамня), о которых древняя легенда говорит, что они лежали здесь вечно и считались священными, а строители храма лишь использовали их в сооружении террасы. Размеры блоков действительно впечатляют: 4,34×3,65×19,1 м; 4,34×3,65×19,3 м; 4,34×3,65×19,56 м. Объём каждого из них составляет более 300 кубометров, а вес - до 750 т.
Подгонка Баальбекских блоков идеальна. Камни словно бы притёрты друг к другу. Даже капля воды не впитывается на стыке и скатывается по жёлобу вниз. Площадь притирки по торцу блока, по основанию и по длинной вертикальной грани достигает соответственно 12,27 и 36 м2. Общая площадь сочленения каждого блока внешнего ряда достигает 87, а внутреннего - 123 м2 при точнейшей выверке углов и параллельности граней.
Камень Юга — самый большой в мире
И всё же наиболее знаменит четвёртый «камень», так и не вытащенный из ближайшей каменоломни, расположенной при выезде из Баальбека. Именно там и лежит самый большой на свете обработанный камень. Его древнее название «Гайяр эль-Кибли», что означает «Камень Юга».
По своим размерам он превосходит даже «трилитоны»: его длина 21,72 м, сечения южного торца 4,25×4,35 м, а северного торца 5,35×5,35 м. Объём «Камня Юга» - 433 м3, вес - 1300 или даже 2000 т! По расчётам инженера О. Коломийчука, для того, чтобы сдвинуть этот каменный блок с места, необходимы единовременные усилия 60 тысяч человек! Но где можно разместить их в условиях каменоломни?
«Камень Юга» покоится в котловине, градусов на тридцать он наклонён к горизонту, так что нижний его конец уходит в грунт. Вырубали его зубилами, и на плите сохранились многочисленные следы от них. Обрабатывали её, видимо, тысячи каменотёсов. Принято считать, что римские строители начали тащить этот гигантский камень, но почему-то бросили это дело.
Впрочем, нам трудно себе представить, как «баальбекские трилиты» были без всяких перекосов, без всяких повреждений «нарезаны» в каменоломне, доставлены на расстояние в 2 км, уложены на высоте 7–8 м от основания кладки и подогнаны друг к другу. Много вопросов вызывает и проблема обработки монолитов. Ведь примитивными ручными инструментами практически невозможно сделать ровной поверхность в десятки и сотни квадратных метров. Идеальная же «укладка» одного блока рядом с другим свидетельствует о том, что каким-то образом эта операция была всё же в древности выполнена.
Кто построил Баальбек?
Итак, Баальбекская терраса предстаёт перед нами как грандиозный культовый центр древности. Один из главных вопросов, задаваемых сегодня учёными, - когда и кем было начато её строительство?
Всё дело в том, что ко времени Римской империи с достоверностью можно отнести только сооружение самих храмов. Время «закладки» гигантских блоков цоколя остаётся неопределённым, хотя, по всем данным, оно явно «доримское». Но ведь во времена, предшествовавшие римской колонизации стран Ближнего Востока, как считают историки, ни одно государство не могло обеспечить столь трудоёмкого строительства. Вот и возникает вопрос: кто же возвёл Баальбек
?…
Любой археолог, говорит историк и археолог А. Монгайт, знает, что это сооружение далеко не самое большое чудо из чудес Древнего мира: баальбекские блоки по своей конструкции и технике изготовления мало чем отличаются от своих египетских собратьев. Больше того, на стенах египетских храмов и у подножия обелисков Солнца высечена в картинах вся история создания таких колоссов.
Действительно, достаточно внушительными и впечатляющими являются неегипетские обелиски, которые, по оценкам учёных, сооружены из гранитных глыб весом более 2000 т. А вблизи Асуана сохранилась каменная заготовка длиной более 40 м. Трудно, конечно, представить, как древние египтяне собирались передвигать её.
Распространённое мнение, что при транспортировке каменных блоков-гигантов и в Европе, и в Баальбеке физические усилия людей многократно «умножались» с помощью механических приспособлений - катков и рычагов, недостаточно обосновано, поскольку этот вопрос почти никто серьёзно не изучал.
Характерно, что художники, иллюстрирующие статьи или книги, которые касаются подъёма и укладки в древнейшие времена крупных монолитов, на протяжении более ста лет неизменно изображают что-нибудь вроде небольшого рычага, могущего поднять в лучшем случае глыбу весом в несколько тонн. Но это совершенно неубедительно. Остаётся полагать, что строительная техника древнейших времён далеко не всегда была примитивной.
Римские инженеры, сооружения которых и по сей день остаются образцами высокого строительного искусства, отлично понимали, что обычными методами Баальбекский храм в районе, который подвергается нередким землетрясениям, строить нельзя. Храму нужен был необычно крепкий фундамент, способный одновременно служить и перекрытием для обширных храмовых подвалов. Для этих целей, возможно, они применили «тайное оружие» строительного характера, о котором мы не имеем никакого понятия…
http://smartwebsite.ru/index/zagadka_baalbeka/0-434
Историки утверждают, что основной храм комплекса - храм Юпитера - построен римлянами в I веке нашей эры.
Однако хотя это уже довольно подробно задокументированный исторический период, так и не удалось найти ни одного (!) первоисточника, где бы сами римляне упоминали хоть одним словом либо строительство храма.
Либо какие-либо работы, связанные с таким строительством. Все ссылки на римское строительство относятся только к уже современной литературе.
Более того, считается, что строительство храма Юпитера в Баальбеке заканчивалось уже при знаменитом Нероне. Однако стены широко известного "золотого храма", который Нерон строил в Риме (столице империи), представляет из себя лишь оштукатуренную кирпичную кладку, которая не выдерживает никакого сравнения с храмом Юпитера в Баальбеке - глубокой провинции Римской империи...
Мифология же относит данное сооружение во времена до Всемирного Потопа.
Соседние храмы - храм Венеры и храм Бахуса - не идут ни в какое сравнение с храмом Юпитера. Они вполне соответствуют возможностям времен Римской империи. В основном же комплексе храма Юпитера следы многократных переделок и перестроек в самые разные эпохи видны просто в громадном количестве.
Южный камень Баальбека
Вопреки иногда встречающемуся утверждению, т.н. "Южный камень" вовсе не брошен строителями по дороге и не потерян при транспортировке - он так и остался лежать в каменоломне, и даже не отделен до конца от скального основания. Наклон же блока задается общим уклоном поверхности, которую имел в этом месте скальный массив.
Вокруг в каменоломне остались вертикально стоящие каменные блоки, также не отделенные от скального основания. Разделяющие их проходы рассчитаны как раз на человека и (равно как и характер поверхности) полностью соответствуют древним каменоломням, где стройматериал добывался вручную.
Однако поверхность Южного камня заметно отличается от поверхности перемычки снизу, которая продолжает соединять его со скальным массивом. Так что не исключен вариант, что сам гигантский блок изготовлен в одно время, а окончательно отделить от скалы его пытались уже позже.
План основного комплекса Баальбека
В первом же помещении т.н. Гексагона (шестиугольной конструкции) остатки колонн уложены в качестве простого фундамента стен. На одной из колонн - следы инструмента, создающие впечатление, что колонна изготавливалась на каком-то громадном токарном станке...
Тогда чем оставлен этот след?
Местами можно встретить следы простой распиловки (возможно и вручную):
Гранитные колонны вокруг т.н. Центрального Двора выглядят чем-то чужеродным, не сочетающимся с окружающими постройками из известняка и мрамора. Колонны обработаны очень хорошо, без видимых погрешностей.
Храм Бахуса хоть издали и выглядит "солидно", но не имеет в своей конструкции чего-то особо выдающегося.
Шесть уцелевших колонн храма Юпитера поражают своими размерами. Сделаны они, правда, не из гранита (как иногда указывается в некоторых источниках), а из мрамора. На колоннах следы сильной эрозии и современные реставрационные заплатки...
Ряд мегалитов с южной стороны храма производит впечатление чего-то недоделанного. Его функциональное назначение непонятно, хотя он и образует стенку длинной платформы, вытянувшейся вдоль всего храма.
Непонятно и назначение многочисленных квадратных дырок как в стенах храма, так и в мегалитах нижнего яруса. Объяснение гида о том, что их пробили торговцы для крепления тента над своими лавчонками, вызывает сильные сомнения. Возможно, их могли использовать для обшивки, например, деревом, но и эта версия вызывает сомнения.
Один из блоков нижнего яруса зачем-то попытались дополнительно стесать, не доведя дело до конца. Округлые края обработанной части - не след круглой фрезы, а край выбранного материала (по движению инструмента при ручной обработке).
В северной части храма Юпитера видны остатки колонн, между которыми втиснуты блоки, составляющие небрежную кладку сплошной стены. Считается, что это арабы перестраивали храм в крепость, но вызывает сомнения как версия переделки именно арабами (а не теми же римлянами), так и версия крепости вообще, поскольку комплекс ничем не защищен ни с востока, ни с юга.
На фоне стены с западной стороны храма - остатки колонн, которые никто так и не смог убрать...
Не выдерживает проверки информация о том, что ступени в Баальбеке якобы огромных размеров и рассчитаны как будто на гигантов. На самом деле ступени как раз соответствуют обычному человеческому росту.
Но сама конструкция лестниц вызывает удивление. Лестница составлена из монолитных блоков порой сразу по 7-8 ступенек. Странное и весьма трудоемкое решение, ведь лестницу можно было сделать куда проще.
Между тем есть тут и вполне обычные лестницы:
Но рядом с ними снова блоки громадных размеров...
Большие блоки по краю местами имеют фаску, выполненную не до конца. Причем для этого не зашлифовывали поверхность, а просто снимали миллиметр-два камня...
Основной двор комплекса поднят на значительную высоту относительно окружающего уровня земли. В толще каменной кладки по периметру (не ясно: буквой "П" или по всему периметру) - катакомбы внушительных размеров с небольшими ответвлениями. В восточной части катакомб ныне разместился небольшой музей.
В середине Основного Двора находится то, что называется "алтарем" - небольшая конструкция из каменных блоков (на снимке ниже - в левой части), чуть возвышающаяся над уровнем земли во Дворе. Однако с восточной его стороны есть археологический раскоп, где можно видеть аж 10 рядов кладки. Зачем сделана эта конструкция высотой с трехэтажный современный дом, уходящая в землю, и почему ее назвали при этом "алтарем" - не ясно.
Можно предположить, что в некий период уровень Основного Двора был значительно ниже (возможно на уровне окружающей земли), и лишь позднее Двор был засыпан зачем-то до современного состояния.
В восточной стене Основного двора есть несколько внутренних помещений, в одном из которых можно увидеть составные (!!!) блоки перекрытий. Судя по всему, они соединены внутри металлическими штырями (как это иногда практиковалось в Древней Греции).
Однако поражает, что за столь продолжительное время составные блоки нигде даже не погнулись, хотя на них лежат каменные блоки потолка...
С северной стороны к храму Юпитера примыкает странная конструкция - "мегазабор" из огромных блоков. Он в чем-то аналогичен ряду мегалитов с южной стороны храма (см. выше), но здесь в отличие от южной стороны промежуток между "мегазабором" и стеной храма ничем не заполнен. Образуется пустое пространство непонятного назначения с единственным небольшим проходом снаружи.
На стыках мегалитов в верхней части "мегазабора" зачем-то сделаны выемки странной формы. Причем фаска, снятая по краям мегалитов, повторяет форму выемки.
Конечно, наиболее поражает западная стена платформы под храмом Юпитера, где расположился знаменитый трилитон - три огромных блока (ряд внушительных размеров под трилитоном представляет из себя как бы продолжение северного "мегазабора", повернувшего за угол). Зачем строителям потребовались именно такие запредельные размеры - так и остается загадкой...
Версия:
Южный камень, оставшийся в каменоломне, явно куда-то планировалось разместить. Никаких сопоставимых по масштабам конструкций в окрестностях нет. И единственно напрашивающееся место - поверх трилитона!.. По длине Южный камень сюда вполне подходит.
Согласуется с такой версией и разница по высоте между верхним краем трилитона (на снимке внизу: обломок колонны лежит именно на трилитоне, а край верхней лестницы соответствует уровню пола храма Юпитера).
Однако в таком случае получается, что платформа храма Юпитера так и не была достроена!.. Ведь Южный камень так и остался в каменоломне..
Странные параллельные друг другу полосы на верхней грани трилитона. Причем, линии идут не параллельно краям блоков, а под ярко выраженным углом к ним. При этом пара соседних блоков подтесаны как будто специально параллельно этим линиям. Происхождение их не ясно. Не исключен вариант и прозаического объяснения: полосы оставлены какими-то не очень аккуратными археологами в недалеком прошлом...
Еще большая загадка: округлая поверхность одного из блоков в западной стене. Очень похоже на кусок колонны огромных размеров, уложенный на бок. Блок раскопан совсем недавно - вынутый грунт еще даже не успел покрыться травой.
Однако данный блок находится в кладке под (!!!) трилитоном. И если это - действительно кусок колонны, то получается. что и мегакладка с трилитоном сооружались на обломках еще более древнего сооружения!..
Впрочем, это вполне соответствует легендам, что Баальбек восстанавливался какими-то "гигантами" после Всемирного потопа. То есть исходное сооружение было допотопным. О его же начальной форме в таком случае остается только гадать...
Для снятия напряжения после стольких загадок - снимок комплекса в вечерних сумерках:
Адрес:
Ливан
Основные достопримечательности:
Храм Юпитера, храм Вакха, храм Венеры, Пропилеи
Координаты:
34°00"24.3"N 36°12"14.8"E
Ливанские арабы считают, что история их страны - это история древнего города Баальбека. Комплекс храмов в Баальбеке строили и перестраивали на протяжении почти 2000 лет, поэтому это не только история Ливана .
Древний город Баальбек с высоты птичьего полёта
Баальбек олицетворяет собой историю всего Древнего мира. Баальбек считается настолько древним, что предания приписывают его строительство Каину - сыну Адама . Каин нашёл здесь пристанище после того, как из-за зависти убил своего брата Авеля и был проклят за братоубийство богом Яхве. По другой легенде, Баальбек построил Нимрод - один из библейских царей, и в этом деле ему помогали великаны.
Баальбек - «живое» воплощение истории
Баальбек находится в полутора часах езды от ливанской столицы. Первые письменные упоминания о городе относятся к XIV веку до н.э., когда египетский фараон Эхнатон воздвиг здесь храм Бога Солнца.
Вид на Пропилеи с колоннадой
Во времена финикийцев город служил святилищем, где поклонялись верховному богу Баалу (отсюда и название - Баальбек). В 332 году до н. э. Александр Македонский завоевал Финикию и включил Баальбек в состав своего могучего государства. После смерти Александра Великого и распада империи в Баальбек пришли греки и переименовали храмовый комплекс в Гелиополь, или Город Солнца. При римлянах Баальбек достиг высочайшего расцвета - он был не только местом поклонения Юпитеру Гелиополитанскому, Бахусу и Венере, но и важным торговым пунктом на Ближнем Востоке. Арабы, завоевавшие город в 637 году, переименовали его в Аль-кала («Крепость»). В средние века Баальбек играл роль стратегически важной крепости, но около 1400 года его разорил Тамерлан, а частые землетрясения довершили картину упадка .
Вид храма Бахуса от храма Юпитера
Баальбек в Ливане - «пример архитектурной гигантомании»
Немецкие археологи, заново открывшие Баальбек в 1898 - 1905 гг., высказали предположение о том, что циклопические храмы - это творение внеземных цивилизаций. На самом деле, развалины Баальбека принадлежат римским зодчим. Большой храм Юпитера (I в. н.э.) издавна внушал путешественникам чувство преклонения перед мастерством его создателей.
Арабы верили, что его воздвиг библейский царь Соломон, поскольку только ему подчинялись джины, и никто, кроме джинов, не смог бы поднять 800-тонные монолитные глыбы. Чтобы сдвинуть с места одну глыбу, требовались объединённые усилия 40 тысяч человек.
Вид храма Юпитера со стороны храма Бахуса
По размерам монолитов храм соперничает с пирамидой Хеопса , самые крупные глыбы которой весят по 50-80 тонн. Святилище Юпитера достигало 90 метров в длину и 50 метров в ширину, а по всему периметру стояло 50 коринфских колонн, превосходящих по высоте 6-ти-этажный дом! До наших дней уцелело 6 колонн высотой 20 метров. Поразительна точность, с которой 300-800-тонные глыбы подогнаны друг к другу - между ними сложно просунуть даже иголку. Не зря в 1936 году архитектор И. Соболев назвал Баальбек «образцом архитектурной гигантомании». Храм Бахуса (II в. н.э.) меньше святилища Юпитера, но сохранился гораздо лучше.
Храм Венеры
Его колонны выше, чем во всемирно известном греческом храме Парфеноне . В оформлении святилища использованы каменные барельефы, посвящённые культу вина, - амфоры, виноградные лозы. Храм Венеры, построенный при императоре Септимии Севере (193-211 гг.), по праву считается самым изящным зданием Баальбека. Он представляет собой ротонду (круглое сооружение), увенчанную куполом. Ротонда соединена портиком, который опирается на два ряда колонн - по 4 в каждом.
Большой двор
Фестиваль в Баальбеке
Каждый год покой богов нарушают звуки музыки и бурные, долго не смолкающие аплодисменты, - уже много лет, начиная с 1956 года, в Баальбеке проводится Международный музыкальный фестиваль, один из самых престижных на Ближнем Востоке . Здесь, на римских руинах исполняют классическую и современную музыку, оперу и джаз.
У меня возник интерес к технологиям древности, которые, судя по сохранившимся артефактам, на много опережали современное человечество.
Загадки древних цивилизаций… Созданы сотни телепередач, документальных фильмов на эту волнующую тему. Это не удивительно, ведь любопытная натура человеческая всегда стремится к познанию, особенно, если речь идёт о чём-то загадочном и таинственном. Но вопросов по-прежнему больше, чем ответов. Пример тому - знаменитая Баальбекская терраса.
Глядя на сооружения, воздвигнутые задолго до зачатков такого явления, как технический прогресс, человек, а вернее, его пытливый ум, справедливо требует ответов на простые вопросы: «Кто?», «Зачем?» и «Как?».
Терраса в Баальбеке - мега-постройка древних, сама возможность возведения которой никак не объясняется современной наукой. Уфологи же склонны списать всё на вмешательство пришельцев. Но как-то упорно избегают и те, и другие разговора о возможностях прежних цивилизаций, населявших Землю до нас. Ведь тогда возникнет множество «неудобных» вопросов, для ответов на которые придется проводить кардинальную ревизию основ всей современной науки.
Немного о самом Баальбеке
Как в долине Бекаа, у подножия Антиливанских гор, в 90 километрах от современного Бейрута некогда появились эти величественные сооружения, от которых сегодня остались лишь молчаливые руины, никто достоверно не знает.
Известно, что некогда процветающий город Баальбек во времена древнеримского императора Августа был обращен в римскую колонию. Впечатляющий размахом и мощью разрушенный храм Юпитера красноречиво свидетельствует о Римском периоде Баальбека. Храм сильно пострадал от времени и войн, и окончательно был разрушен землетрясением 1759-го года. Потомкам осталось созерцать лишь остатки собственно храма и двух обширных дворов в окружении колончатой галереи с красивейшим портиком при входе.
Масштабы древней культовой постройки таковы, что знаменитый Парфенон в Афинах воистину кажется просто пигмеем! Но еще более впечатляет основание, на котором был возведен храм Юпитера. Ученые вынуждены констатировать, что колоссальных размеров каменные глыбы, на которых он был возведен (так называемые Баальбекские террасы) существовали задолго до римлян. Те лишь использовали их, как фундамент для храма своему богу.
Кто и когда?
На сегодняшний день никто не может с уверенностью сказать, когда были построены эти величественные террасы. Часть ученых склонны «прицепом» приписывать славу их сооружения строителям самого храма - римлянам. Игнорируя при этом тот факт, что о мега-плитах Баальбека впервые упоминалось уже в 804-ом году до н.э., тогда как Римская империя возникла в 30-е годы до н.э. В соответствии с некоторыми открытыми источниками, в 5 тысячелетии до н. э. Баальбекские террасы уже стояли!
Какими знаниями и умениями обладали инженеры и строители этого колоссального сооружения? Ведь перед мастерами стояла задача поднять глыбы весом 750 тонн на высоту в 7-8 метров! Перед этим они тщательно обрабатывались и принимали форму идеального строительного блока. Все блоки Баальбекских террас точно, ровно и плотно прилегают друг к другу, не образуя даже щели! То есть, продемонстрирована такая выверенность и исключительная точность в изготовлении и установке исполинских «кирпичей», что повторить такое было бы невозможно даже с помощью высокоточного современного оборудования! Особенно принимая во внимание размеры и вес мегалитов.
Некоторые исследователи утверждают, что эффект идеально плотного прилегания обеспечила мягкая и податливая полумраморная-полуизвестняковая структура камня. Но если это действительно так, то во время обработки должны были остаться следы шлифовки и прочих механических повреждений, а таковых нигде нет. Путешественник и писатель Каригор Олегин, пораженный величественностью и мощью этого древнейшего сооружения, отмечает, что точность обработки поверхностей блоков баальбекской платформы - это позор каменотёсов нашего времени.
Известно, что соратник Наполеона маршал Мармон, который побывал в 1840 году в Баальбеке, писал, что громадные тесаные блоки лежат без всякой связки и так хорошо пригнаны, что и лезвие ножа не входит между ними. Действительно, подгонка блоков идеальная. Даже режущая кромка безопасной бритвы «Спутник» толщиной 0,01 миллиметра (!) не входит в зазор. Если выражаться точнее, никакого зазора нет вообще. Блоки словно бы слиты друг с другом: даже капля воды не просачивается вниз на стыке!
Вся титаничность Баальбекской террасы - в массивности камней, из которых она была сложена. В её северо-западном углу находятся невероятно большие плиты, известные, как блоки трилитона (троекамня). Не зря легенда гласит, что эти камни лежали здесь вечно. Каждый из них достигает в длину 21-го метра, в высоту 5-ти и в ширину 4-х метров. Объем каждого составляет от 300 до 310 кубических метров, а вес - до 750 тонн!
Каждый такой блок необходимо было доставить от каменоломни к месту строительства, перенести на расстояние около 500 метров. Используй строители для этого деревянные сани (как предполагают некоторые историки!), те за секунду превратились бы в прессованное дерево. Тем более, не представляется возможным использовать сани на столь неровной местности, как в окрестностях Баальбека.
Собрать 50 000 человек для транспортировки одного среднего по весу блока на то время было невозможным, так как для древнего мира это фантастическая цифра. На сегодня известны единицы древних городов, которые по численности населения могли приблизиться к такой цифре.
Кроме того, безупречно обработанные каменные плиты заняли место на восьмиметровой высоте. Как они туда попали? Какое оборудование могли использовать для возведения террасы люди в те незапамятные времена?
На сегодняшний день действительно существует несколько самых мощных кранов в мире, которые способны поднять не только 750, но и до 6000 тонн. Но перемещаться с этим грузом невозможно без того, чтобы поставить такой кран на гусеничный ход. Но для него, опять же, просто необходима ровная дорога. Нигде в районе Баальбека следов такой дороги не было обнаружено, как, собственно, и признаков работы крана тоже.
Самый большой обработанный камень в мире покоится при выезде из Баальбека. Он так и не был вытащен из каменоломни. Этот монолит известен как «Камень Юга», длиной в 21 метр, объемом - 433 кубических метра и весом — более 1000 тонн. Это как три самолёта «Боинг» вместе взятые! Предназначение самого массивного блока так и осталось неизвестным.
Это сооружение значительно превосходит пирамиду Хеопса, самые крупные гранитные блоки которой весят «всего-навсего» от 50 до 80 тонн.
По мнению ряда учёных «каменные памятники» нашей планеты, в том числе и Баальбек, являются произведениями древней цивилизации атлантов и построены так, чтобы их невозможно было «растащить» и «потерять».
К ощущению «вечного» существования Баальбекской террасы примешивается не покидающее впечатление, что даже если людей смоет потопом, то это мегалитическое сооружение останется. Может быть, оно призвано вечно напоминать человеку, что его жизнь скоротечна по сравнению с жизнью этих каменных глыб. Ведь, стоя рядом с трилитонами, невольно ощущаешь себя песчинкой в этом море вечности.
Русский путешественник XIX века Д. К. Гейки в книге "Святая земля и Библия", изданной в 1884 году, писал: "Мы настолько привыкли считать себя и все современные поколения умнее и образованнее древних, что не мешает таким чудесам, как храм Баальбека, немножко посбить нашу спесь..."
Не подлежит сомнению, что во времена, предшествующие римской колонизации Ближнего Востока, ни одно государство не могло обеспечить столь трудоемкого строительства. Так кто же возвел Баальбек?
В книге Анастасии Новых «Сэнсэй-IV» говорится, что «Баальбекская веранда» являлась некогда ни чем иным, как космодромом. «Это такая огромная платформа, построенная из гигантских блоков, весом 360 тонн каждый, со специальными отверстиями по бокам платформы. Археологи до сих пор голову ломают о её предназначении. Правда, в отличие от представлений о мире людей предыдущих эпох, хоть уже догадываться стали, что это похоже на космодром, — усмехнулся Сэнсэй. — Их наивность поражает! Они ищут следы копоти от горючего космических кораблей, естественно подразумевая под горючим то топливо и его компоненты, которое известно на сегодняшний день. — И в удивлении Сэнсэй заявил. — Это вообще, какие надо иметь баки с таким топливом, чтобы долететь, к примеру, с Сириуса, да ещё вернуться назад?! Смешные они, ищут следы горюче-смазочных материалов, даже не предполагая, что в мире полно других источников альтернативных энергий более экономных, экологически безопасных. Ну, как говорится, кто какой информацией располагает, тот на то и уповает.
Кроме «Баальбекской веранды», существовали и космодромы, для которых не требовалась столь большая площадь для взлётно-посадочных мероприятий. Для данных кораблей отводился непосредственно район у основания нильского «цветка». Естественно, такое интенсивное движение не могло остаться незамеченным людьми, поэтому в памяти поколений сохранились весьма любопытные древние легенды о том времени» .
Строители данного архитектурного комплекса использовали технологии, намного превосходящие современные, в том числе, по всей видимости, и антигравитацию, которая позволяла им перемещать огромные объекты и сооружать колоссальные постройки. Сегодня, благодаря , мы имеем уникальную возможность узнать больше о таких физических явлениях, которые использовали исчезнувшие цивилизации, изучить суть и принципы их действия.
И подвигло нас на поиски ответов удивительное наследие древних, в том числе Баальбекская чудо-терраса. Она стояла, стоит и будет стоять как удивительная загадка, как насмешка далеких пращуров над современной наукой. Дойдя до нас свозь многие тысячелетия, она напоминает о том, что нет ничего невозможного для человека!
Надежда Ерёменко
Литература :
Вершигора В. Древние артефакты из фантомных частичек По, сайт «АЛЛАТРА НАУКА»
Гейки Д.К. Святая земля и Библия, Иерусалим,1894 г., 324 с.