Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские
Античная эпоха.
Эпоха Средневековья (христианство).
Эпоха Возрождения.
Философия Нового времени (немецко-классическая философия).
Русская философия.
Современная философия.
Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научившись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человеческого. Нелегко представить себе, как мучительно долго через значительность деяний, через художественное совершенство, через боль и трагедию истории продвигалось человечество к пониманию значимости всечеловеческого.
В XX столетии произошел решительный поворот в постижении человека как живого существа. Новому истолкованию свойственны трезвость и здравомыслие. Действительно ли человек – властелин природы? Можно ли считать его венцом творения? Верно ли, что он возвышается над животным царством? Однозначных ответов на эти вопросы сегодня нет.
Философия, как уже говорилось, обращается к непреходящим ценностям и универсальным проблемам, пытается понять предельные основания бытия. Тайна человека, несомненно, принадлежит к кругу вечных вопросов. Это означает, что любовь к мудрости неразрывно связана с проникновением в тайну мыслящего существа. Что такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Почему в отличие от других природных существ он наделен разумом? Какова природа человека?
Разумеется, первоначальные представления о человек сложились еще до того, как зародилась религия или возникла философия. Но задумавшись о самом себе, человек уже никогда не оставит эту тему, задавая себе все новые вопросы, на которые пока ни современная наука, ни религия не могут в полной мере дать ответ. Да и смогут ли когда-нибудь?
1. Античная эпоха (VII-VI вв. До н.Э. И V-VI вв.Н.Э.)
В греческой философии и искусстве природа человека, его облик, его тело, его образ – все представлялось идеалом совершенства и гармонии. Поскольку сын природы воспринимался как перл создания, греческое искусство стремилось воспроизвести, запечатлеть человеческое тело. Грек созидал мраморное тело бога и распоряжался им, делая его таким, каким хотел…
Древние греки (эллины) создали культ человеческого тела. Они славили его, восхищаясь этим удивительным созданием природы. Даже боги приняли у греков облик человека.
Древние философы высоко отзывались и о духе человека. Однако у древних греков, как и у большинства народов Востока, еще не сложилось ощущение личности. Человек воспринимался как песчинка мироздания. Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек, божество в ней слиты. Человек на прежних ступенях развития не отделяет себя от остальной живой природы. Он теснейшим образом чувствует свою генетическую неразрывную связь со всем остальным органическим миром.
Древние эллины обоготворяли явления природы, которые, по их мнению, оказывали благодетельное или разрушительное воздействие на человеческую жизнь.
Чтобы подойти к тайне человека, важно было отделить индивида от космоса, воспринять его как нечто самостоятельное. Отчуждение от остальной живой природы вырабатывалось у представителей народов Азии и Европы на протяжении многих веков, через смену многочисленных поколений. Распадение целостной, неразъемной картины мира имело далеко идущие последствия.
Античность сделала только шаг на пути обособления человека от целостного космоса. Но шаг весьма значительный. Постепенно описание космоса уступило место собственно человеческим проблемам. В античной философии поворот к человеческой теме осуществлял Сократ. Его называют родоначальником философии человека.
Однако эти основные проблемы социологии личности в разные времена по-разному и трактовались представителями отдельных социологических школ и направлений с учетом философской традиции рассмотрения человека.
Зарождение и развитие представлений о человеке
исторический ракурсе зарождение и развитие представлений о человеке следует отнести, очевидно, к эпохе античности и связать с определенными философскими теориями, поскольку социология как наука возникает гораздо позже. Но у древних греков еще не сложилось ощущение личности, ибо человек тогда еще не отделялась от Космоса и всеобщей субстанции. Первым в истории философии начинает сугубо антропологическую проблематику Сократ, которого в современной западной литературе и называют родоначальником философии человека в его изначальной версии. Именно он дает подробный и скрупулезный анализ индивидуальных человеческих качеств и свойств.
Первая антропологическая версия
Древнегреческий философ Протагор (ок. 480 - ок. 410 гг. до н. э.) отличает не только способность человека к мышлению, но и всю человеческую субъективность, человека он представляет как конкретного индивида. В учении Аристотеля содержатся уже две антропологические тенденции, которые впоследствии становятся центральными пунктами философских дискуссий вплоть до современности. С одной стороны, в его концепции человек и природа впервые разъединяются, требуя различных подходов и различного толкования как качественно отличные реальности. С другой стороны, акцент ставится на неразрывной связи человека со всем миром.
Итак, древнегреческая культурная традиция разрабатывает концепция "человека разумного" - "homo sapiens", суть которой заключается в утверждении мысли о различии человека и животного по признаку разумности. Эта версия оказалась весьма плодотворной и устойчивой, именно благодаря ей возникло представление о всемогуществе человеческого разума и прочная рационалистическая парадигма и в философии, и (в дальнейшем) в социологии.
Вторая антропологическая версия
Принципиально новое осмысление человека осуществляется в христианстве и окончательно освобождает человека от власти космической бесконечности и бескрайности. Но, освободив человека от власти Космоса и природы, христианство поставило ее в зависимость от Бога. Так появляется человек богоподобное, или "homo divinus".
со времен утверждения христианства человек приобретает определенной самоценности, независимой от космогонических сюжетов, зарождается идеальное представление о ней как центральную и высшую цель мироздания; все явления мира воспринимаются с точки зрения опыта и ценностей человека. Личность не есть нечто животное, она представляет собой и божественное начало. Христианство трактует человека как безусловную ценность. Именно христианство впоследствии стало почвой европейского персонализма, где личность понимается как своеобразная святыня, абсолют.
Третья антропологическая версия
Третья антропологическая версия содержится в натуралистических, позитивистских и прагматических учениях. Это концепция "человека деятельностной" - "homo faber", которая отрицает специфическую особенность человеческого разума. Здесь сущностное различие между человеком и животным исчезает, человек истолковывается как особый вид животного, что имеет просто большую совокупность природных признаков. Все психические и духовные феномены, согласно этой версии, укорененные в ощущениях, инстинктах и влечениях. Доктрина "homo faber" развивается со временем в мощный теоретический направление и воплощается в учениях О. Конта и Г. Спенсера, позже - в современной социобиологии.
Четвертая антропологическая версия
Четвертая версия в понимании человека и личности решительно отрицает веру в прогрессивность "человека разумного", "человека божественной" и "человека деятельностной". В этой версии человек - существо, которое стремится, предпочитает и желает; ум расценивается как тупик эволюции, как следствие потери "воли к жизни". В этой версии преобладают иррациональные мотивы и субъективистские ориентации, но и здесь человек остается индивидом. Лишь то основное, что ее определяет, - это преимущество подсознательных и интуитивных чинників. ее можно назвать " homo affectus", то есть "человек чувственная".
Пятая антропологическая версия
Пятая же антропологическая версия возникает с рождением постиндустриального, постмодернистского общества и приобретает все большее распространение на рубеже XX и XXI вв. Согласно этой версии, человек (как индивид, как существо целостная и неделимая) исчезает. Формируется представление о современном человеке как о "дивід" - существо внутренне розщеплену, децентровану, фрагментированную, которая к тому же не является центром ни Вселенной, ни земного общества. Она нет чувства самотождественности и внутренней целостности; она не в состоянии четко идентифицировать ни саму себя, ни себя - с представителями других социальных групп и сообществ. В ней постоянно борются "Я" и "Другой", ее ментальность амбивалентна и противоречивой, а чувства, мысли и поведение в большой степени зависят от ситуации, являя примеры чего-то непостоянного, нестабильного, изначально изменчивого. Это человек нового общества, где умирает также традиционная культура, традиционное производство и традиционная политика, а общество превращается в технологізований, часто просто виртуальный, безматеріальний социум, заселен такими же виртуальными "другими" - то ли людьми, то ли гомутерами, то ли киборгами. Назовем ее "homo divisus", или "человек расщепленная", внутренне разделена.
Таким образом, история философской антропологии (т.е. учение о человеке) показывает, как постепенно появляются, усложняются и меняются представления о человеке и личность. В той или иной модификации эти подходы находят свое проявление в социологических учениях. Всех их, независимо от способа толкования человека и личности, объединяет одна общая черта: они признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно или опосредованно выводится из социальных факторов.
Дальнейший анализ проблематики социологии личности требует рассмотрения социологических представлений о человеке как личности. Но поскольку в истории социологической мысли существует множество концепций человека, надо ввести определенные критерии их классификации, осмысления и изучения. К первой группе социологических концепций человека отнесем те, которые определяют ее или как существо преимущественно естественную, биологическую, или же, наоборот, как существо преимущественно социальную.
Естественное и социальное в человеке
В истории социологической мысли количество концепций, где бы социальную жизнь человека выводилось просто из биологических факторов и закономерностей, была незначительной и ограничивалась социальным дарвинизмом и расово-антропологическому направлению.
Соціобіологія о человеке
Ныне идеи такого рода можно найти в социобиологии, которая развивается усилиями Е. Уилсона, Р. Тріверса, Ч. Ламсдена и некоторых других ученых. Они считают, что человек является типичным представителем животного мира, а ее поведение имеет определенные устойчивые черты, общие для всего класса приматов. С одной стороны, представители этого направления утверждают, что поведение животных во многих случаях носит социальный характер. С другой - ими отстаивается тезис о биологическую (генетическую) основу социального поведения людей. Даже больше, генетическая основа человека играет определенную роль как в индивидуальной, так и в некоторых формах группового поведения. Человек запрограммирована генетическая; в ее историческом развитии происходит взаимодействие специфических человеческих генов с возникающими культурными формами. Критически относясь к таким взглядам в общем, много современных социологов отмечает, что они являются ответной реакцией на абсолютизацию роли культуры и общества в жизни человечества, на пренебрежение биологической составляющей человеческого естества. Недаром, например, Е. Уилсон утверждает, что марксизм - это "социология без биологии" и что К. Маркс ошибочно интерпретирует человеческую природу как исключительно продукт внешних социальных сил.
Человек в марксистской социологии и советской практике
Очевидно, некоторые острые моменты в критике соціобіологами теории и практики марксизма в отношении человека действительно существуют. Во времена существования СССР личность понимали лишь через утверждение К. Маркса "главное в человеке не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество" и кроили по меркам именно социальности: человек провозглашалась непосредственным отражением общественных отношений. Основными положениями концепции личности в те времена были такие: хочешь судить о конкретного индивида - вникай в его социальное положение; какой образ жизни - такая и личность; изменяются общественные условия - автоматически меняется и человек; личность можно лепить, формировать в соответствии с основополагающими принципами коммунизма. Біосоціальну природу человека толковали в том смысле, будто индивид - существо совсем бесплотная; процесс становления личности во всем богатстве ее сознательных и стихийных устремлений, субъективной уникальности и неповторимости вообще выносился за скобки анализа, не брался во внимание.
Таким образом, и среди социологических учений есть концепции, которые в связи "природное (биологическое) - социальное" в человеке абсолютизують его первую или вторую составляющую (соціобіологія - марксизм). Поэтому это соотношение может быть одним из критериев построения типологии социальных теорий личности.
Рациональное и иррациональное в личности
Следующим критерием можно считать соотношение рационального и иррационального в трактовке личности. Вера во всемогущество человеческого разума и интеллекта (рацио) является центральной в позитивистской концепции О. Конта. По его мнению, социальный прогресс вообще является продуктом умственного развития и деятельности человека; социальный прогресс зависит от его интеллектуальной основы. Позже М. Вебер развивает идею возрастающей рациональности общественной жизни, отталкиваясь от убеждения, что происходит переход от аффективной и традиционной деятельности личности в ценностно - и цілераціональної поведения.
Концепция "нелогичных действий". Парето
Зато В. Парето в социальной действиях и поведении личности видит преимущество нелогичных поступков, которые есть в его концепции результатом не сознательных соображений, а чувственного состояния человека, продуктом иррационального (от лат. irrationalie - глупый) психического процесса. Он называет основу таких нелогичных действий "резидуями" (от лат. residue - остаток, осадок, что остается после фильтрации), чтобы подчеркнуть их основе иррациональную природу, неподвластной логико-экспериментальному мышлению. Итак, в вопросе соотношения чувств и разума В. Парето без колебаний отдает приоритет чувством личности, которые, по его мнению, являются истинными движущими силами истории. Идеологическим теориям, доктринам, верованиям, которые являются основой логических действий, В. Парето дает название "деривации", что в лингвистике означает образование производных слов. Тем самым он замечает, что деривации являются вторичными и производными от иррациональных резидуїв и своей кажущейся логичностью лишь маскируют неизменную и непостижимую природу человеческих поступков.
Человек в социологии фрейдизма
Близким по духу к концепции В. Парето является інстинктивізм , как одно из течений социологического психологизма, а также социология фрейдизму. По мнению С. Фрейда (1856-1939), началом и основой жизни индивида, в том числе и социального, является инстинкты, влечения и желания, изначально присущие организму человека. Человеческая жизнедеятельность является результатом борьбы двух вечных сил - Эроса (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатоса (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт разрушения). Именно они являются основными двигателями прогресса, существенно влияя и даже определяя деятельность различных социальных групп, народов и государств.
Структурная теория личности С. Фрейда
С. Фройду принадлежит структурная теория личности, согласно которой личность является противоречивым единством трех взаимодействующих сфер: "Оно", "Я" и "сверх-Я". Центральная сфера личности - "Оно"; это вместилище бессознательных иррациональных реакций и импульсов. В нем происходит постоянная бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса, которая поставляет энергию для всех других сфер личности, будучи их двигателем.
Вторая сфера - "Я" - в определенной степени представляет собой разумность и рассудительность, организованное начало личности, способно частично контролировать слепые иррациональные импульсы и соизмерять их с требованиями внешнего мира.
Третья сфера личности - "сверх-Я" - трактуется С. Фрейдом как продукт культуры, состоящая из комплекса совести, моральных черт и норм социального поведения, которые производит общество. Все три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии, взаємозумовлюючи друг друга. Итак, Из. Фрейдом разрабатывается одна из возможных попыток объяснения личности с акцентом на тех внутренних устоях духовной жизни, которые до него изредка становились предметом внимания социологов. Его заслугой является выработка нового взгляда на личность как на существо многомерную, динамичную и противоречивую, в которой сочетаются сознательное и бессознательное, умственное и иррациональное.
Неофройдизм о человеке как существе соціальную
Поэтому современный неофройдизм, особенно взгляды Б. Фромма (1902-1980), имеет большую притягательную силу, обращаясь к истокам человеческих страстей и потаенных мотивов человеческого поведения. Е. Фромм, в отличие от С. Фрейда, считает человека изначально социальным существом, поэтому для него ключевая проблема - не раскрытие механизма удовлетворения отдельных инстинктов, а отношение индивида к миру и себе подобных.
Для современной социологической мысли характерно умеренное отношение к соотношение рационального и иррационального в социальной жизни личности, которое избегает односторонности и абсолютизации той или иной составляющей. Сейчас в социологии начинает преобладать синтезированный подход к оценке этих двух сторон внутренней жизни личности и ее социального поведения. В начале XXI в. все более очевидными становятся и кризис "голой" рациональности человека социальной, и невозможность возведения социальных характеристик личности лишь к ее иррациональных проявлений. Личность во всей ее полноте, в совокупности рациональных и чувственных сущностных свойств все больше становится основой социологического понимания и исследования.
Индивидуальные и коллективные начала личности
Следующим критерием построения типологии социологических учений о личности может быть преобладание индивидуального или коллективного, суспільнісного начал в человеке. К концепциям, которые предоставляют первенство индивиду и его індивідуалістичним началам, относятся концепции символического интеракционизма и феноменологической социологии. В них на первый план выдвигаются мнения о предопределенность социальных реалий миром индивидуальных стремлений и желаний, утіленому во взаимодействии обоюдных субъектов или в духовных взаимосвязях личностей.
Когда же акцентировать на первенства и превосходства коллективных представлений, то должны вспомнить основные положения социологической концепции Э. Дюркгайма. Согласно с ней, индивидуальный мир личности определяется коллективным сознанием (представлениями), которые выступают в ипостаси общества-Бога - формообразующего и формостверджувального начала. Здесь индивидуальность личности является производной от надіндивідуальних коллективных духовных феноменов, будучи полностью зависимой и вторичной по сравнению с последними.
Сознание и поведение как характеристики личности
Еще одним критерием является анализ личности преимущественно с позиций исследование сознания или поведения (деятельности). В социологических концепций, где личность и S суть выясняются прежде всего сквозь призму социально обусловленных сознания или бессознательного, относятся уже упоминавшиеся символический интеракционизм, феноменологические концепции, інстинктивізм вк с фрейдистским социологией. Когда же речь идет о социальную обусловленность поведения и поступков личности, выяснения причин и мотивов социальной деятельности человека, тогда целесообразно обратиться в социологических концепций бихевиоризма.
Бихевиоризм и проблема личности
Этот термин происходит от англ. behavior - "поведение" и буквально означает социологическую науку о поведении. Основной смысл бихевиоризма заключается в признании единого и универсального механизма объяснение социального поведения через формулу: "стимул". По мнению представителей этого течения в социологии, социальное поведение личности можно понять только благодаря знанию физиологических особенностей условных рефлексов. Главный постулат бихевиоризма содержится в требовании описывать и анализировать только то в человеке, что непосредственно созерцается, а значит, ее поступки. Принципиальным основополагающим положениям бихевиоризма является также убеждение в невозможности непосредственного наблюдения и социологического исследования сознания и тем более бессознательного. Зато социальное поведение личности предоставляется фиксации и наблюдению; через нее и только благодаря ей социология способна выяснить побудительные факторы человеческой активности и деятельности. Поведение человека (и прежде всего социальные действия) является совокупностью наблюдаемых реакций на совокупность опытно фиксированных стимулов.
Модель социальной структуры личности П.сорокина
В предыдущих темах уже говорилось социологические концепции, которые описывают современный и грядущий состояния общества (постиндустриализм, постмодернизм, социологические теории глобализации), а также о сущность, роль и место человека в нем. Стоит отметить, что появление таких новых толкований человека предшествовала теоретическая модель социальной структуры личности, разработана П. Сорок ним. Он обосновывает положение о том, что личность формируется в системе определенных социальных координат. Но поскольку каждый индивид принадлежит не к одной, а одновременно в нескольких различных социальных общностей и групп, то именно их своеобразная комбинация определяет социальное лицо, социальный вес и социальное положение такого индивида. Следовательно, как замечает Е. Бабосы, каждая личность имеет не одномірну, но многомерную, мозаичную социальную структуру. Человек в одно и то же время составляет будто и целостность, но распадается на ряд "Я", часто непохожих между собой или даже противоположных. Такая двойственность, а еще чаще множественность "Я" одного и того же индивида (или мозаичность его личности) своим бытием обязаны тому обстоятельству, что современный человек является абонентом не одного общества, а многих сообществ и групп, которые между собой не совпадают и друг другу не тождественны. Кроме того, каждая такая община или группа диктует императивы поведения своим членам; это означает, что при условии вхождения индивида одновременно в нескольких сообществ и групп он вынужден чувствовать себя и вести себя по-разному в каждой из них. П. Сорокин отмечает, что в одном и том же индивиде будет столько разных "Я", сколько сообществ и групп, членом которых он был и есть. А отсюда вывод о том, что с изменением места человека в системе социальных координат неотвратимо изменится и ее положение в обществе, следовательно появляется и новый человек. Как видим, эти положения теоретической модели социальной структуры личности П. Сорокина довольно легко модифицируются в постмодернистское видение человека, ибо во всех случаях речь идет о дроблении внутреннего мира личности в быстро меняющихся социальных условиях, о формировании ее мозаичного "Я".
Основные вопросы социологии личности
Таким образом, различные социологические толкования сути, содержания и качественных характеристик личности заключаются в поиске ответов на следующие основные вопросы:
- что является определяющим для личности: ее биологические или социальные характеристики?
- что наиболее адекватно определяет личность: рациональные или иррациональные начала?
- что составляет стержень личности, ее индивидуальные неповторимые особенности или набор социальных норм и ценностей общества?
- что лучше всего репрезентирует личность: ее сознание или ее поведение?
Вместе с тем в истории социологической мысли представлены концепции, в которых содержатся не так загальносвітоглядні, как социологические попытки анализа и толкования личности в ее связи со сложными социальными реалиями. Недаром именно они сейчас определяют лицо современной социологии личности, пытаясь избежать упрощенных контроверсій и противопоставлений, стремясь к выработке определенных синтезированных социологических компендіумів.
Теории социальных ролей
Это прежде всего касается разнообразия социологических концепций и теорий социальных ролей. Ранее уже упоминалось, что именно через понятие социальной роли многие социологи считали возможным выяснить механизмы вхождения личности в социальную жизнь. Основными понятиями в рамках ролевых теорий личности является социальный статус и социальная роль.
Социальный статус
Выяснение места и роли личности в системе социальных общностей, по мнению А. Якуби, возможно через раскрытие понятия "социальный статус". Социальный статус личности - это ее позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группы или сообщества, анализом ее социальных ролей и качеством и степенью их выполнения. Социальный статус охватывает обобщающую характеристику положения индивида в обществе: профессию, квалификацию, характер реально выполняемой работы, должность, материальное положение, политическое влияние, партийную и профсоюзную принадлежность, деловые отношения, национальность, религиозность, возраст, семейное положение, родственные связи - то есть все то, что Г. Мертон называет "статусным набором". В социологии выделяются социальные статусы присвоены, или полученные независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность), и достигнуты, или приобретенные собственными усилиями индивида (семейное положение, партийная заангажированность, вхождения в определенной общественной организации, профсоюзы и т.д.).
Социальная роль
Социальная роль - это ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом. Человек в общественной жизни обычно выполняет несколько социальных ролей, которые образуют, согласно терминологии Г. Мертона, "ролевой набор". Социальные роли конкретного человека-личности могут закрепляться формально (через посредство закона или иного правового акта) или носить неформальный характер (например, моральные нормы поведения в том или ином обществе).
Основные характеристики роли в учении Т. Парсонса
Одна из первых попыток систематизации социальных ролей принадлежит Т. Парсонсу. По его мнению, каждую роль можно описать пятью основными характеристиками:
1) эмоциональная (одна роль требует эмоциональной сдержанности, другая - полной раскованности);
2) способ (одни присущи личности органично, другие завоевываются ней);
3) акция (некоторые роли сформулированы и строго ограничены, а некоторые нечеткие и размытые);
4) степени формализации (действие в соответствии с жестко установленными правилами и предписаниями или произвольное действие);
5) характеру и направлению мотивов (ориентированных на личный доход или на общее благо).
Межличностные и внутренние конфликты личности
Одной из принципиальных основ ролевой теории личности является признание зависимости социальной роли человека как существа социального от ожиданий других людей, связанных с их пониманием социального статуса конкретной личности. Расхождение чем представлениями о социальной роли той или иной личности и ц реальным поведением является основой социальных конфликтов, обычно имеют межличностный характер. Внутренний конфликт личности может возникнуть в результате выполнения человеком нескольких социальных ролей, несовместимых между собой; его следствием основном является стресс. Роль социологии заключается в выявлении передконфліктних и передстресових ситуаций или почвы для их появления и в поисках конкретных путей гармонизации социальных ролей.
Теории социальной установки
Заметное место в социологической мысли современности занимают теории социальной настройки в которых личность представляет собой результат установок, их формирует общество самим фактом постоянного повседневной действия, воздействия, давления на индивида. Накопление человеком в течение его жизни разнообразных установок приводит к тому, что она привыкает быть личностью; в ней состоит принципиальная установка на то, чтобы быть личностью.
Термин "установка" в психологии и социологии
Термин "установка" впервые используется В. Томасом и Ф. Знанецьким в их совместном труде " Польский крестьянин в Европе и Америке" для анализа связей между индивидом и социальной организацией, в которую он попадает и впоследствии становится ее членом. Под социальной установкой они понимают психологическое переживание индивидом ценности, значения и смысла социального объекта, состояние сознания индивида относительно некоторой ценности. Если в психологии установка определяется английским словом "set" и исследуется прежде всего как психофизиологический феномен взаимодействия индивида и среды, то в социологии установка фиксируется другим английским термином "attitude" и содержит в себе широкий спектр взаимодействия личности и социальной среды.
Диспозиционная теория саморегуляции поведения личности
В современных условиях эти исходные положения получают свое дальнейшее развитие в диспозиційній теории саморегуляции социального поведения личности (от лат. dispositio - размещение), которую сейчас представляет известный российский социолог В. Ядов. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции подразделяются на высшие и ниже, .Вищі диспозиции регулируют общую направленность поведения личности и имеют в себе ее концепцию жизни, ценностные ориентации, обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации, а также ситуативные социальные установки (т.е. предрасположенность личности к определенному типу поведения в определенной ситуации, которая недавно сложилась в конкретном предметном и социальном средах). Низшие диспозиции - это склонность к поведению в некоторых сферах деятельности и направленность действий и поступков в обычных типовых ситуациях, которые не требуют привлечения высших ступеней сознания.
Виды и структура диспозиций
Структурно диспозиции имеют три компоненты:
1) когнитивный (осознание личностью объекта установки на абстрактно-теоретическом уровне);
2) аффективный (эмоциональная оценка объекта);
3) конативний, или поведенческий (воля и стремление к действию, своего рода переддія, направленная на объект).
В западной социологии концепции, связанные с социальными установками, приобретают широкое признание и использование в прикладных эмпирических исследованиях, особенно при изучении общественного сознания и его содержания, общественной мысли и ее устойчивости или изменчивости, политического поведения людей во время избирательной кампании и т.д.
Теории референтной группы
в Конце XX в. в западной, а также украинской социологии быстрыми темпами растет число исследователей, которые разрабатывают теории референтной группы. Это связано с уже упоминавшимся кризисом макроструктурних представлений об обществе и неспособностью над широких социальных образований обеспечить комфортное самочувствие и существование личности в их многообразии. Зато все чаще признается, что референтные группы больше соответствуют стремлениям, интересам и потребностям личности, поскольку она сама выбирает их и желает к ним принадлежать.
Определение референтной группы
референтной группой в социологии понимают социальную группу, на которую индивид ориентирует свое поведение, к которой принадлежал в прошлом, сейчас принадлежит или хотел бы принадлежать в будущем. В роли референтных групп могут выступать различные социальные сообщества - от семьи до класса, от религиозной общины до производственного кооператива или политической партии.
Референтные группы в переходных типах обществ
Понятие референтной группы активно разрабатывается и в украинской социолога, чему способствовали распад СССР и кризисные явления переходного периода. В пределах бывшего Советского Союза государство принудительно перебрала на себя роли различных референтных групп, лишив личность права и свободы выбора, поэтому в недалеком прошлом перед человеком стояла проблема невозможности желаемой социальной идентификации. В современных условиях поиска новых идентичностей, когда личность должна осуществить выбор своего жизненного пути, выбрать перспективы жизни и деятельности, определить, с кем она будет строить будущее и каким должно быть это будущее, ибо никто другой не решит эти вопросы за нее, - в этих условиях кризиса старого общества и рождения в муках нового строя одной из основных референтных групп становится национальное сообщество.
Национальное сообщество как референтная группа
Такое понимание референтных групп очень близкий к украинской общественной традиции: почти постоянное пребывание под властью других, неприязненных или враждебных украинцев, государств выработало в них понимание необходимости объединиться в своем этническом коллективе и искать референтные группы поддержки в собственном национальном среде. Так, например, среди украинских крестьян Галичины распространение получила сельскохозяйственная кооперация, в городах - кредитные союзы с красноречивым лозунгом "Свой к своему по свое", в эмиграции сохранению крепкой украинской диаспоры в інонаціональному пестрой среде способствовали религиозные общины - и православные, и греко-католические, которые становились очагами не только религиозного, но и культурного, общественного и целом полнокровной социальной жизни украинцев на чужбине.
Новые типы сообществ и общественных организаций эпохи глобализации
В эпоху глобализации процесс формирования сообществ пересек границы национальных государств; в настоящее время основными структурными звеньями глобальной мегаобщины, которая формируется, становятся сообщества нового типа, что объединяют представителей разных рас и народов. Эти сообщества в основном неформальными по характеру добровольными объединениями людей преимущественно с общими интересами, способами и формами проведения свободного времени, по стилям жизни и модой и т.д. Часто локальные сообщества, будучи первичными очагами гражданских обществ в своих странах, не только приобретают глобальный характер, но и проходят процесс институционализации, превращаясь сначала на местных, а впоследствии на международные неправительственные или негосударственные общественные организации (НГО). Исследователь этой проблемы В. Степаненко приводит пример хода становления ныне мощной и влиятельной правозащитной организации "Международная амнистия" (Amnesty International), , которая начала свою историю с небольшой британской негосударственной организации, инициированной английским адвокатом П.Бененсоном в 1961 г. в Лондоне на почве сообщества единомышленников относительно необходимости предотвращения судебных ошибок и осуждения невиновных, а также надлежащих условий их содержания в местах лишения свободы. Сейчас "Международная амнистия" с штатом в 320 человек охватывает сеть до 1 млн членов, волонтеров и доноров более чем в 140 странах мира, включительно с Украиной. По его подсчетам, сеть международных НПО и национальных общественных организаций, ориентированных на международную деятельность, активно развивается и в начале XXI в. насчитывала до 50 тыс. таких организаций, причем их количество за последние 20 лет XX в. выросла почти в 4 раза. Это является ярким свидетельством стремления миллионов людей к объединению с целью достижения глобального общественного блага, то есть объединения и солидарности в преодолении последствий стихийных бедствий, предотвращении конфликтам и гуманитарным катастрофам, в борьбе с эпидемией ВИЧ/Спида, решении проблем экологии, защиты прав человека и т.д. Следовательно логику современного глобализационного развития при активном участии человека-субъекта можно представить следующим образом: "локальные референтные группы - локальные сообщества - локальные негосударственные организации в пределах одного общества в его национально-территориальных границах - международные сообщества и НПО - человечество как мегаспільнота - глобальное гражданское общество".
Занятие 1 Форма Ф-Б-05-01
Тема: Введение
Цель: актуализация знаний о дисциплине «Обществознание».
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, Учебники: Человек и общество. Обществознание. /Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. В 2-х ч.:.1 -10 кл., презентация «Обществознание»
Ход урока:
I . Орг. момент;
II . Изложение нового материала:
Что такое обществознание? Что такое общество? Задачи дисциплины и роль обществознания в формировании личности. | презентация «Обществознание», компьютер, проектор, интерактивная доска. |
1. Обществознание - комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.
Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.
Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира
Вопрос: вспомните, что называют обществом?
2. Общество - это большая и устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая общие формы хозяйственной деятельности, культуру, мировоззрение, осознающая свое единство. Оно представляет собой исторически развивающуюся, упорядоченную, самоуправляемую и достаточно автономную систему отношений, организационную форму совместной жизнедеятельности людей, трансформируемую и воспроизводимую в процессе их деятельности. Так как общество состоит из множества групп, его можно назвать "коллективом коллективов", а так как оно развивается - историческим способом организации жизнедеятельности людей. Развитое общество представляет собой совокупность социальных институтов, в которых выражается сущность человека.
Вопрос: изучая общество, какие сферы жизни общества затрагиваются?
Обществознание затрагивает все четыре сферы жизни общества – социальную, экономическую, духовную и политическую.
Вопрос: почему при изучении общества особое внимание уделяется экономике? Почему экономику считают базисом государства? Какое значении имеет политическая сфера для общества? Что такое общественные отношения? Назовите типы объединения людей.
Общественные отношения представляют собой многообразные связи, возникающие между социальными группами, стратами (слоями, классами), нациями и индивидами в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизнедеятельности.
3 . Несмотря на то, что обществознание является «конструктором» из нескольких дисциплин, нет такой дисциплины, которая могла бы его заменить и дать целостное представление об обществе и общественных процессах. Обществознание вбирает в себя самое важное, касаемо жизни общества, из каждой дисциплины, поэтому его преподавание в школах, колледжах и вузах вполне обосновано. Этот предмет играет важную роль в формировании личности человека, его гражданской позиции, помогает молодым людям разобраться в политической ситуации в мире и научиться правильно действовать при решении вопросов, которые касаются гражданского, трудового, уголовного права и многих других аспектов общественной жизни.
В настоящее время, в соответствии с задачами модернизации образования, происходит значительное обновление содержания курса «Обществознание», цели которого, согласно Государственного стандарта, структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности. Практическая направленность курса «Обществознание» воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина, учащегося).
III. Закрепление.
Что такое обществознание?
Что изучает обществознание?
Что такое общество?
IV . Подведение итога.
V . Домашнее задание: конспект лекции, определить значение понятий: философия, социология, психология, право, история.
Занятие 2 Форма Ф-Б-05-01
Тема: Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы.
Цель: формирование знаний о человеке, как о биосоциальном существе, раскрытие философских представлений о человеке и его предназначении, актуализация знаний о потребностях, способностях и интересах человека, раскрыть понятия: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»;
Основные понятия: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», антропосоциогенез.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник, презентация «Человек и его сущность», «Человек, индивид, личность», «Потребности, способности, интересы».
Ход урока:
I . Орг. момент;
II . Проверка домашнего задания:
Фронтально:
Что такое обществознание?
Что изучает обществознание?
Какие науки входят в состав дисциплины обществознание?
Что такое общество?
Какие сферы общества вам известны? Приведите пример.
Какова роль обществознания в жизни человека?
III . Изучение нового материала:
Условные вопросы темы и порядок их изложения (проблемные ситуации) | Использование наглядности, ТСО, прогрессивные формы обучения |
Человек и его сущность. Человек, индивид, личность; Потребности, способности, интерес | презентации «Человек и его сущность», «Человек, индивид, личность», «Потребности, способности, интересы». компьютер, проектор, интерактивная доска. |
1. В ряду проблем, рассматриваемых в учениях о бытии (онтология), познании (гносеология), проблема человека, и в частности, его происхождение, сущность, место, занимаемое им в природе, и его роль в общественной жизни является одной из фундаментальных философских тем.
С момента возникновения философии и до настоящего времени человек находился в центре ее внимания, а к сегодняшнему дню возникли и другие научные дисциплины (психология, физиология, медицина, педагогика), ставящие основной целью изучение различных сторон деятельности человека.
Первые идеи о человеке начинают высказываться задолго, до того, как появилась философия. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас мифы и первобытные религиозные представления.
Мыслители античности – в Древней Индии, Китае, Греции рассматривали человека недифференцированно, как часть космоса, выступавшую как некий единый вневременной “строй”, “порядок” природы и включающий в себя все основные первоначала мира – воду, воздух, огонь, землю, эфир.
Традиционно считается, что первым создателем учения о человеке, речь идет о древнегреческой философии, что ни в коем случае не умаляет вклада древнеиндейских и древнекитайских мудрецов в эту проблему, является Сократ (ок. 470–399 до н. э.). Сократ обращает основное внимание на внутреннюю жизнь человека, сосредоточившись на человеке познающем.
На более высоком уровне природа человека рассматривается в трудах таких античных мыслителей, как Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Высказанные ими идеи о сущности человека легли, с учетом, разумеется, времени, в основу последующих представлений о человеке.
Учение Платона о человеке базируется на двух постулатах. Первый исходит из его общефилософской концепции, в соответствии с которой человек должен не создавать, а только воплощать уже имеющиеся в мире идеи. Человек свободен только в выборе уже наличных идей.
Во-вторых, согласно Платону, сущностью человека является только душа, а его тело выступает лишь как более низкая и враждебная душе материя. В действительности, человек как бы разделяется на две неравноправные части, из которых высшей выступает идея, а низшей тело.
В противоположность Платону, Аристотель рассматривает человека как единство его души и тела, тесно взаимосвязанных друг с другом. И хотя тело должно находится в подчинении у души, как наиболее возвышенной части, тем не менее они не могут существовать изолированно
В соответствии с современными достижениями науки имеются веские основания утверждать, что человек является продуктом эволюционного развития, в котором наряду с биологическими факторами важная роль принадлежит социальным
Homo sapiens (человек разумный) на определенном этапе эволюционного развития выделился из животного мира.
Вопрос: какие вы знаете теории возникновения человека? Что такое антропогенез? Какова сущность человека? Назовите основные отличия человека от животного? Что объединяет человека с животным миром? Почему человека считают биосоциальным существом? Что даёт человеку природа? общество?
Вопрос: Чем люди отличаются дуг от друга?
2. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.
От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность». Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя, формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией
называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.
3. Потребность.
Вопрос: что такое потребность? Какие виды потребности вы знаете?
Самостоятельная работа: Прочтите текст на стр.
и определите какие виды потребностей существуют? Как вы можете объяснить положение потребностей: почему одни выше, другие ниже? Какие потребности для человека более значимы? Прослеживается ли зависимость потребностей друг от друга?
Кратко запишите их характеристику.
Потребность можно определить как объективно необходимое условие существования или развития ее носителя. Потребность - это объективное условие нормального существования человека. В процессе развития производства происходит удовлетворение базисных, простейших потребностей, что дает толчок появлению новых, более сложных потребностей.
Более детальную проработку эта идея получила в психологической концепции мотивации , разработанной американцем (сыном еврейских иммигрантов из России) Абрахамом Маслоу (1908-1970). Он утверждал, что врожденные потребности человека выстраиваются в следующую иерархию:
физиологические потребности (голод, жажда и т.п.);
потребности безопасности и защиты (долговременное выживание и стабильность);
потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие);
потребности самоуважения (значение, компетентность);
потребности самоактуализации, или потребности личного самоусовершенствования (реализация потенциала).
Все эти потребности выстроены в иерархию.
Это означает, что чем ниже потребность расположена, тем она более значима. Потребности, расположенные в основе иерархии, должны быть удовлетворены в той или иной мере до того, как человек сможет осознать более высокие потребности.
Способности и интерес человека.
Термин "способности" неоднозначен. Немов Р.С. представил их в компактной классификации:
1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это деление принято сейчас и наиболее распространено.
IV . Закрепление.
Какие теории возникновения человека вам известны?
Как определяли сущность человека древние философы?
Почему человека считают биосоциальным существом?
Какое влияние оказывает на человека общество?
Что такое социализация?
Что такое потребности?
Что такое способности и интерес человека?
V . Подведение итога.
VI . Дом. задание: § 2-3, зад. 4, стр. 50. Письменно выполнить задание: определить типы способностей и интересов человека.
Урок № 2Философские представления о социальных качествах человека
Бинарная природа человека
Человек и животное: сходство и различие
Вывод: природа человека двуедина (бинарна):
1.Человек - существо природное (биологическое);
2. Человек – существо социальное (общественное), или, по Аристотелю, «зоон политикон» (общественное животное). Человек становится человеком только в обществе, в процессе социализации.
Социализация
- (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные процессы, влияющие на ее формирование.
Потребности и интересы человека.
Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо
необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности,
социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности
обозначает постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность).
Классификацию потребностей человека предложил американский психолог А.
Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система
базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности
от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:
а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде,
жилище, отдыхе и др.);
б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте,
уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)
Вторичные же потребности включают в себя:
а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с
другими людьми деятельности);
б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении
успеха, служебном росте и т. д.);
в) духовные (потребности в самовыражении).
Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда
удовлетворены предыдущие.
Интерес - осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.
Направляемая действием потребностей человеческая деятельность осуществляется
благодаря наличию у индивида богатейшего комплекса способностей. Способности
-
индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.
Урок № 3
Деятельность и мышление
Понятия деятельности и мышления
Деятельность – специфически человеческий способ отношения к внешнему миру, сущность которого - в изменении, преобразовании мира, создании того, чего нет в природе.
Мышление
– специфически человеческая особенность, позволяющая получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
^
Специфика деятельности
Отличие активности животных от деятельности человека
Структура деятельности
Деятельность включает в себя цель , средства,
Субъект (тот, кто осуществляет деятельность),
Объект (тот, на кого деятельность направлена), и результат.
Субъектом может быть как один человек, так и группа людей, государственное учреждение, и т. д. Объектом может быть природа, другой человек, какая-либо сфера общественной жизни, и т. д.
Виды деятельности:
Труд – преобразование человеком окружающей среды;
Игра – имитация реальных действий;
Учение - приобретение ЗУН;
Творчество – создание качественно новых, ранее не существовавших ценностей.
Понятие личности
Личность
– существо становящееся.
Становление
– философская категория, характеризующая противоречивый процесс формирования какого-либо субъекта или явления.
Какой смысл мы вкладываем в понятие «существо становящееся», говоря о личности?
Факторы формирования личности
1. Воспитание;
2. Деятельность;
3. Общество и его культура.
Многообразие мира общения
Общение является сущностной характеристикой человека.
Что есть человек с точки зрения Бубера?
Рассматривая человека-одиночку, как он есть, видишь человека настолько, насколько мы видим месяц на ночном небе, образ полного круга составляет лишь человек с человеком.
Мы приблизимся к ответу на вопрос «Что есть человек?» после того, как научимся видеть в нём существо, в чьей органической способности быть вдвоём совершается и опознаётся встреча Одного и Другого.
БУБЕР (Buber) Мартин (Мардохай) (1878-1965), еврейский религиозный философ и писатель, близкий к экзистенциализму. Жил в Германии (до 1933) и Израиле. Центральная идея философии Бубера - бытие как «диалог» (между богом и человеком, между человеком и миром).
ВЫВОД:
С точки зрения М. Бубера, человек – это диалог.
Мартин Бубер выделял два основных слова, характеризующих отношение человека к миру:
Я – ТЫ и Я – ОНО.
В чём особенность этих слов?
Почему философ называет их основными?
ГОВОРЯТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ МИР. Что это значит? Человек обследует поверхность вещей и знакомится с ними. Он добывает сведения об их структуре; он приобретает знания. Он узнает то, что присуще вещам. Но не только знания открывают человеку мир. Ибо они открывают ему лишь тот мир, который состоит из Оно и Оно и Оно, из Он и Он и Он и Она и Она и Оно.
ЕСЛИ Я ОБРАЩЕН К ЧЕЛОВЕКУ, как к своему Ты, если я говорю ему основное слово Я-ТЫ, то он не вещь среди вещей и не состоит из вещей. Он уже не есть Он или Она, отграниченный от других Он и Она; он не есть точка, отнесенная к пространственно-временной сетке мира, и не структура, которую можно изучить и описать - непрочное объединение обозначенных словами свойств. Нет, лишенный всяких соседств и соединительных нитей, он есть Ты и заполняет собою небосвод. Не то, чтобы не было ничего другого, кроме него, но все другое живет в его свете.
ВЫВОД:
Когда я говорю основное слово Я – ОНО, то другой человек для меня – вещь среди вещей. Когда я говорю основное слово Я – ТЫ, то другой человек становится для меня самым главным в мире, я начинаю смотреть на мир его глазами.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Какой смысл вкладывает писатель в слово «приручить»?
Как понимать слова Лиса: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»?
Долго шел Маленький принц через пески, скалы и снега и, наконец, набрел на дорогу. А все дороги ведут к людям.
Добрый день, - сказал он.
Перед ним был сад, полный роз.
Добрый день, - отозвались розы.
И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.
Кто вы? - спросил он, пораженный.
Мы - розы, - отвечали розы.
Вот как... - промолвил Маленький принц. И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!
"Как бы она рассердилась, если бы увидела их! - подумал Маленький принц. - Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной. А мне пришлось бы ходить за ней, как за больной, ведь иначе она и вправду бы умерла, лишь бы унизить и меня
тоже..." А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть,
навсегда... какой же я после этого принц..."
Он лег в траву и заплакал.
Семинар № 1
Тема: «Введение. Философские представления о социальных качествах человека».
Система современных наук и методы научного познания
Человек, индивид, личность
Деятельность, ее структура и виды
Потребности, способности, интересы
Социальное поведение. Ценности. Цель и смысл человеческой жизни
Обществознание 10 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений:базовый уровень[Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др]; под ред.Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение».-7-е изд.-М.: Просвещение, 2011. §3, § 5, § 7, стр.67-72.
Лекция № 1
Найти определение общенаучных методов познания: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез
С помощью учебника (стр.29-30) заполнить таблицу «Философы о смысле жизни»
Семинар № 2
Тема: «Проблема познаваемости мира. Многообразие мира общения»
Познаваем ли мир?
Особенности научного познания. Типы мировоззрения
Структура, функции, уровни общения
Свобода и ответственность личности
Обществознание, 10 класс: учеб. §6 стр.55-61, §7 стр.72-74
Лекция № 2
Устно ответить на вопросы к документу в учебнике на стр.65-66
Письменно с помощью учебника (стр.72-73) заполнить таблицу «Понимание свободы и ответственности личности в разные исторические эпохи»
Семинар № 3
Тема: «Общество как сложная система».
Что такое общество? Сферы общественной жизни.
Общество и природа. Общественный прогресс. Формы общественного развития.
Цивилизация и формация. Типология обществ.
Что такое глобализация? Глобальные проблемы человечества.
Международная террористическая угроза современной цивилизации.
Домашнее задание:
Учебник Обществознание, 10 класс: § 1, 2.
Лекции № 3, 4.
Письменно ответить на 1 и 2 вопросы к документу в учебнике стр.16-17.
Подготовить доклады или презентации о глобальных проблемах человечества.
Из СМИ выбрать примеры международного терроризма.
Тема: «Духовная культура личности и общества. Наука и образование в современном мире».
Духовная жизнь общества.
Понятие культуры, ее основные функции и формы.
Особенности молодежной субкультуры.
Наука: виды, функции. Этика науки.
Система образования в РФ. Общие тенденции в развитии образования.
Домашнее задание:
Учебник Обществознание: § 8, 9.
Лекции № 5, 6.
Выполнить задания № 1, 3 на стр.89, задание 2 на стр.99 учебника.
Подготовить сообщение или презентацию о молодежной субкультуре.
Тема: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры».
Происхождение морали, ее функции.
Нравственные категории.
Религия как часть духовной культуры.
Искусство и духовная жизнь.
Тенденции духовной жизни современной России.
Домашнее задание:
Обществознание, 10 класс: § 10, 11.
Лекция № 7.
Подготовить презентации о мировых религиях (буддизм, христианство, ислам).
С помощью материала учебника (§ 11) сформулировать основные тенденции духовной жизни России.
Тема: «Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение».
Виды социальных групп.
Социальная стратификация и социальная мобильность.
Социальный статус и социальная роль.
Виды социальных норм.
Социальный контроль и виды санкций.
Девиантное поведение, его формы, причины.
Домашнее задание:
Учебник Обществознание, 10 класс, § 14, 16.
Лекции § 14, 15.
Записать в тетрадь для семинарских работ по 5 примеров прирожденных и достигаемых статусов, которыми вы обладаете в настоящее время.
Ответить на вопрос № 2 к документу на стр.182 учебника.
Семинар № 7
Тема: «Социальный конфликт. Социальная стратификация современной России».
Основные формы социальных взаимодействий.
Виды, стадии, причины социальных конфликтов.
Роль конфликтов в обществе. Пути разрешения социальных конфликтов.
Социальные процессы в современной России. Социальная структура современного российского общества.
Молодежь как социальная группа. Социальные роли в юношеском возрасте.
Домашнее задание:
Учебник Обществознание 10 класс, § 15 стр. 162-166, § 19 стр. 207-213.
Лекции № 16, 17.
Письменно выполнить задания № 1, 2 на стр.172 учебника.
Подготовить сообщение о молодежной политике в РФ.
Семинар № 8
Тема: «Важнейшие социальные общности и группы».
Виды этнических общностей.
Межнациональные отношения, межнациональные конфликты.
Национальная политика РФ.
Семья, ее основные функции, типы.
Семья и брак.
Современная демографическая ситуация в РФ.
Домашнее задание:
Учебник Обществознание 10 класс, § 17, 18.
Лекции № 18, 19.
Письменно ответить на вопрос № 1 к документу в учебнике на стр.194, на вопрос № 3 к документу на стр.206.
Сравнить статистические данные о продолжительности жизни мужчин и женщин, уровне смертности и рождаемости в Брянской области и в России.
Семинар № 9
Тема: «Политика и власть. Государство как политический институт».
Понятие власти, виды власти.
Политическая деятельность и общество.
Структура политической системы общества.
Признаки государства, его функции.
Теории происхождения государства.
Особенности современных государств.
Домашнее задание:
Учебник Обществознание 10 класс, § 20, 21.
Лекции № 20, 21.
Сделать сравнительный анализ теорий происхождения государства, выделив их достоинства и недостатки.
С помощью СМИ найти информацию о межгосударственной интеграции.
Семинар № 10
Тема: «Форма государства. Личность и государство».
Формы правления, формы территориально-государственного устройства.
Типология политических режимов.
Признаки правового государства.
Сущность политического процесса.
Политическое участие, его типы. Политический статус, политическая роль личности.
Функции, типы политических лидеров.
Домашнее задание:
Учебник Обществознание 10 класс, § 10 стр.234-237, § 22 стр.241-244, § 24 стр. 262-268.
Лекции № 22, 23.
Ответить письменно на вопросы № 1, 3, к документу на стр.240 учебника.
Найдите информацию о причинах и особенностях экстремистских форм политического участия.
Семинар № 11
Тема: «Участники политического процесса».
Характеристика гражданского общества.
Основные компоненты избирательной системы.
Принципы демократических выборов, типы избирательных систем.
Политические партии и движения, их классификация.
Основные политические идеологии.
Роль СМИ в политической жизни общества.
Домашнее задание:
Учебник Обществознание § 22 стр.246-249, § 23 стр. 251-256.
Лекции № 24, 25.
Ответить устно на вопросы № 1, 2 к документу на стр.260-261.
Подготовить сообщение о современных российских политических партиях.
Семинар № 12
Тема: Экономика как наука и хозяйство. Рынок.
Экономика как наука и хозяйство
Главные вопросы экономики. Типы экономических систем.
Разделение труда, специализация обмен. Рациональное поведение потребителя
Рыночный механизм: спрос и предложение. Рыночное равновесие
Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.
Домашнее задание:
Обществознание, 11 класс. § 1, стр.6-9; § 3, стр.29-36; §4, стр.43-45; §11, стр.125-129.
Лекции № 8, 9.
Выполнить задание № 2 на стр.15 учебника (заполнить таблицу «Разделы экономической науки»)
Ответить письменно на вопросы 1, 2, 3 к документу на стр.132-133.
Тема: «Роль фирм и государства в экономике».
Издержки производства, прибыль.
Организационно-правовые формы организации бизнеса в РФ, источники финансирования бизнеса.
Основы менеджмента и маркетинга.
Экономические функция государства, механизмы государственного регулирования рыночной экономики.
Государственный бюджет.
Функции, виды налогов.
Домашнее задание:
Учебник Обществознание 11 класс, § 4, стр.45-51, § 5, стр. 53-59, § 6, § 7.
Лекции № 10, 11.
Письменно выполнить задания № 1, 2, 3, 4 на стр.53.
Тема: «ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица.»
Основные макроэкономические показатели.
Экономический рост, его типы, фазы экономического цикла.
Рынок труда.
Виды безработицы.
Домашнее задание:
Учебник Обществознание 11 класс, § 1, стр. 10-13, § 2, § 9.
Лекция № 12.
Устно ответить на вопросы к документу на стр. 26-27.
С помощью СМИ найдите данные об уровне безработицы в Брянской области и в России. Сравните эти показатели, сделайте вывод.
Семинар № 15.
Тема: «Деньги, банки, инфляция. Мировая экономика».
Деньги. Банковская система.
Инфляция, ее виды, социальные последствия.
Результаты рыночных реформ в РФ.
Мировая экономика.
Домашнее задание:
Учебник Обществознание 11 класс, § 8, 10.
Лекция № 13.
Подготовить доклад об экономической политике РФ.
С помощью § 10 учебника найти материал о внешнеторговой политике современных государств.
Семинар № 16.
Тема: «Правовое регулирование общественных отношений».
Понимание права. Признаки, функции права
Правовые и моральные нормы
Система права
Понятие, виды форм права
Виды, действие нормативно-правовых актов. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ
Правоотношения и правонарушения
Домашнее задание:
Учебник «Обществознание. 10 класс», §25, 26, 27
Лекции № 26, 27
Ответить письменно на вопросы № 5, 6 к документу на стр.282 и на вопрос № 2 к документу на стр.294
Устно выполнить задание № 4 на стр.305 учебника
Тема: «Основы конституционного права».
Основы конституционного строя РФ. Система государственных органов РФ
Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ
Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ
Экологические права человека
Воинская обязанность гражданина в РФ
Права и обязанности налогоплательщика
Домашнее задание:
Учебник «Обществознание. 11 класс», § 20, 21
Лекции № 28, 29
Выполнить задания № 1 и № 2 на стр.234-235 учебника 11 кл.
Тема: «Гражданское право и семейное право».
Основные элементы гражданских правоотношений. Имущественные и неимущественные права
Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав
Субъекты и объекты семейных правоотношений. Правомерные и неправомерные действия членов семьи.
Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов
Права и обязанности детей и родителей
Домашнее задание:
Учебник «Обществознание. 11 класс», §22, 23.
Лекции № 30, 31
Выполнить задание № 1на стр.258 учебника, задания № 1, 2 на стр.270
Ответить на вопросы к документу на стр.258 учебника 11 кл.
Семинар № 19.
Тема: «Трудовое право и трудовые правоотношения».
Субъекты трудового права
Порядок приема на работу
Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения
Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения
Домашнее задание:
Учебник «Обществознание. 10 класс», §28, стр.310-312, 11 класс, §24
Лекция № 32
Выполнить письменно задание № 1 и устно задание № 3на стр.283 учебника «Обществознание, 11 класс»
Прочитать статьи № 21 и 22 Трудового кодекса РФ об основных правах и обязанностях участников трудовых отношений
Тема: «Административное право. Уголовное право».
Административное право и административные правоотношения
Состав преступления. Виды преступлений
Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Обстоятельства, смягчающие, отягчающие и исключающие уголовную ответственность
Домашнее задание:
Учебник «Обществознание. 10 класс», §28 стр.307-309, 11 класс - §27 стр.308-312
Лекция № 33
Выполнить задание № 4 в учебнике 11 класса, стр.350-351
Тема: «Международное право».
Принципы, источники современного международного права
Защита прав и свобод человека средствами ООН
Европейская система защиты прав человека
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Домашнее задание:
Учебник «Обществознание. 11 класс», §28
Лекция № 33
Выполнить задания № 1 и № 4 на стр.328 учебника 11 класса.